Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Газпром" собирает клиентов

"Газпром" собирает клиентов

в газопровод Nord Stream 2

К трубопроводному проекту "Газпрома" Nord Stream 2 готова присоединиться еще одна крупная немецкая нефтегазовая компания — Wintershall. Российская монополия пытается структурировать проект так, чтобы избежать необходимости согласовывать его с ЕС: конфликты с Брюсселем уже привели к недозагрузке первой очереди Nord Stream и отмене строительства газопровода South Stream. Наличие в составе участников ключевых немецких потребителей газа — Wintershall и E.On — должно помочь получить разрешение на проект от регулятора Германии.

Wintershall, дочерняя нефтегазовая структура крупнейшего немецкого нефтехимического концерна BASF, в пятницу подписала с "Газпромом" меморандум о намерении участвовать в проекте Nord Stream 2. Он подразумевает прокладку по дну Балтики новых ниток газопровода мощностью 55 млрд кубометров до побережья Германии. Wintershall стала четвертым иностранным участником Nord Stream 2 после германской E.On Ruhrgas, англо-голландской Shell и австрийской OMV (с ними "Газпром" подписал аналогичные документы в июне). К консорциуму может присоединиться и французская Engie (бывшая GDF Suez).

Все компании, кроме OMV, являются давними партнерами "Газпрома" по другим проектам: с Shell монополия работает на "Сахалине-2", Wintershall, E.On и Engie — акционеры первых двух ниток Nord Stream. Планировалось, что OMV войдет в проект South Stream, но "Газпром" не смог договориться с транзитными странами и Еврокомиссией и в конце 2014 года отказался от проекта. Nord Stream 2 монополия собирается строить в соответствии с нормами Третьего энергопакета ЕС, не участвуя в создании инфраструктуры на территории Европы (законы ЕС запрещают совмещать добычу, транспортировку и распределение газа). Поэтому, скорее всего, в Nord Stream 2 не войдет еще один партнер "Газпрома" по первым двум веткам — нидерландская Gasunie, которая владеет сетями в Европе и занимается их строительством и газораспределением.

Так Nord Stream 2 может избежать проблем, которые возникли с Nord Stream: его две нитки до сих пор недозагружены из-за отказа ЕС дать идущему по ним газу "Газпрома" полный доступ к европейской трубопроводной инфраструктуре. "Газпром" собирается сдавать газ Nord Stream 2 на границе Германии, тогда не нужно получать согласие Еврокомиссии, но понадобится разрешение немецкого регулятора. Но то, что в проекте будет участвовать помимо E.On и вторая крупнейшая энергокомпания ФРГ, дает основание рассчитывать, что этот вопрос, находящийся вне зоны контроля "Газпрома", будет решен положительно.

Точкой сдачи может быть и граница России, говорит заместитель главы ФНЭБ Алексей Гривач. В этом случае будет логично, если партнеры разделят транзитные риски, которые в предыдущем трансбалтийском проекте полностью лежат на "Газпроме", считает он. "И чем больше европейских компаний войдет в проект, тем сложнее ЕС будет доказать его ненужность",— добавляет он. В июле вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович заявлял, что новые газопроводные проекты России (Nord Stream 2 и "Турецкий поток") являются дублированием имеющейся инфраструктуры. При этом он отмечал, что намерение России сделать украинскую транзитную систему менее актуальной или полностью прекратить поставки через Украину "имело бы крайне отрицательные последствия для энергобезопасности в Европе". "Газпром" уже декларировал намерение отказаться к 2019 году от украинского транзита (мощность ГТС страны для транзита — 178,5 млрд кубометров, в 2014 году объем поставок — 62 млрд кубометров), для чего ему и нужны обходные маршруты. Интерес европейских партнеров, таких как крупнейшая в Северной Европе по добыче Shell, отмечает господин Гривач, доказывает наличие спроса на российский газ, этому способствует и падение добычи в Норвегии.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 03.08.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики