Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» остался с половиной трубы

«Газпром» остался с половиной трубы

Европа за российский газ, но против «Газпрома»

Газопровод OPAL будет использоваться на полную мощность, но «Газпром» по-прежнему будет занимать лишь половину трубы, остальное достанется европейским трейдерам. Впрочем, газ они будут закупать все равно российский, так что с точки зрения наращивания поставок такое решение является для «Газпрома» позитивом, особенно учитывая потенциальное расширение «Северного потока», продолжением которого как раз является OPAL.

Германия разрешит использовать дополнительные мощности газопровода OPAL, который является продолжением российского «Северного потока». Как сообщает на своем сайте компания OPAL Gastransport GmbH (оператор OPAL), условия использования газопровода изменены, и в октябре газовые трейдеры смогут забронировать газотранспортные мощности на зимний период.

В сообщении говорится, что после освобождения OPAL от регулирования по трубе может транспортироваться транзитом до 32 млрд кубометров газа в год (общая мощность газопровода — 36 млрд кубов, но около 4–4,5 млрд кубометров потребляется самой Германией).

По газопроводу OPAL в Европу поставляется российский газ, однако Еврокомиссия не разрешает «Газпрому» использовать трубу на полную мощность, российская монополия занимает лишь 50% OPAL. По мнению ЕК, в трубе должен быть газ от нескольких поставщиков. Правда, за все время действия «Северного потока» (с 2011 года) других желающих поставлять газ через OPAL так и не появилось.

Впрочем, как пояснили «Газете.Ru» в OPAL Gastransport, речь о том, что «Газпром» займет 100% трубы, не идет и сейчас, но подробностей не сообщили. Представитель «Газпрома» был в понедельник для комментариев недоступен.

По словам главы East Europen Gas Analysis Михаила Корчемкина, в данном случае подразумевается, что европейские трейдеры будут конкурировать на аукционах за мощности OPAL, но газ им «Газпром» будет продавать на выходе из «Северного потока», то есть в OPAL он пойдет уже как европейский. 

«Основная цель здесь — не допустить выстраивания полной цепочки от скважины до потребителя, так как такая цепочка лишает потребителя возможности выбора», — объясняет Корчемкин. При этом для «Газпрома» в данном случае существенной разницы нет. По словам эксперта, цена газа на выходе из «Северного потока» будет несколько ниже, чем при продаже конечному потребителю, но зато не придется платить за транзит.

А вот глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что решение с бронированием мощностей OPAL в любом случае является позитивом для «Газпрома».

«Не столь важно, кто будет в итоге закупать и поставлять газ, главное, что «Газпрому» удастся продать эти объемы, сохраняя за собой долю европейского рынка», — поясняет глава ФНЭБ.

Пока, впрочем, «Газпром» готов поставлять по OPAL сверх действующих контрактов лишь еще 3,24 млрд кубов. Как сообщала монополия в конце июля, в сентябре планируется проведение ряда аукционов, на которых указанные объемы будут выставлены в 127 лотах.

Но OPAL, весьма вероятно, пригодится «Газпрому» в будущем. Константин Симонов напоминает о проекте «Северный поток – 2», который должен пройти параллельно уже действующей трубе и для которого потребуется наземная инфраструктура.

«Газпром» объявил о проекте СП-2 в середине июня на Петербургском международном экономическом форуме. Тогда это заявление было воспринято как знак того, что монополия может отказаться или по меньшей мере пересмотреть мощность еще одного своего проекта газопровода — «Турецкого потока», окончательных соглашений по которому достичь пока не удалось. Именно в качестве альтернативы «Турецкому потоку» и рассматривался «Северный поток – 2».

«Газпром» может сократить «Турецкий поток» на две нитки и переориентировать их на север, — полагает глава ФНЭБ. — Переговоры с турками затянулись, а с партнерами из Евросоюза идут очевидно активнее».

При этом, отмечает Симонов, наращивание поставок через OPAL с продажей газа на выходе из «Северного потока» продемонстрирует, что «Газпром» готов играть по правилам Европы и докажет, что монополия способна обеспечить европейские контракты и после отказа транзита через Украину в 2020 году.

Об отказе от украинского транзита Россия заявляла уже неоднократно, однако Европа столь же много раз говорила о необходимости его сохранения.

Авторы: Алексей Топалов, Юлия Калачихина

Источник: Газета.Ru, 03.08.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики