Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Рост просроченной задолженности отражает реальную ситуацию»

«Рост просроченной задолженности отражает реальную ситуацию»

Просрочка по кредитам юрлиц в 2015 году выросла на 60%

Больше всего российским банкам задолжали девелоперы, энергетики и авиаперевозчики. Это следует из статистики Центробанка. По данным регулятора, за год общая просрочка по кредитам, выданным юрлицам, выросла на 60% — до 1,7 млрд руб. Газета «Известия» назвала три сегмента бизнеса, которые хуже всего расплачиваются с банками.

За год в сфере строительства просрочка по кредитам выросла на 138% — до 320 млрд руб. На этот сегмент приходится 15% от общего портфеля долгов. При этом за первое полугодие рост задолженности у девелоперов составил 46%. Только за июнь показатель подскочил на 14%. Компании, связанные с добычей полезных ископаемых, за год увеличили просрочку по кредитам на 136% . В июле она превысила 52 млрд руб. При этом «плохие долги» в рублях выросли в девять раз — с 2,7 млрд до 23,8 млрд. В сфере транспорта и связи неисполненные обязательства увеличились на 105% — до 65 млрд руб. Быстрее всего наращивали задолженность авиакомпании, за год она подскочила в семь раз. Однако объем пропущенных выплат небольшой, чуть более 16,5 млрд руб.

На рост задолженности строительных компаний повлияли высокие ставки и спад покупательной способности россиян, отметил генеральный директор Penny Lane Realty Георгий Дзагуров.

«Такой результат просроченной задолженности растущий отражает реальную ситуацию: снижение платежеспособного спроса, снижение цен, реализация практически только акций, пониженные ожидания покупателей и тот факт, что у нас резкое ухудшение ситуации, которая демонстрируется. Но реализация идет, мне кажется, что рынок очень неоперативно реагирует на все происходящее. Полагаю, что банки сегодня осторожнее относятся к тем активам, которые находятся еще в начальной стадии. Риски они рассматривают намного жестче, не предвидят новой реализации», — сообщил Дзагуров.

Энергетические и добывающие компании допустили рекордные просрочки по рублевым кредитам, потому что вынуждены рассчитываться по внешним долгам. Так считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Компании пошли на то, чтобы больше занимать на внутреннем рынке, соответственно, в рублях и у российских банков, потому что внешнее финансирование для них закрывается. Здесь они сталкиваются с такой ситуацией, когда для них появляется возможность отсрочить выплаты, удлинив период, когда они могут распоряжаться деньгами. Для них более важны внешние выплаты, чем внутренние, речь не идет о дефолте, но речь, видимо, идет о каких-то отсрочках. Не приходится говорить о том, что российские компании окончательно лишились своей финансовой устойчивости», — полагает Юшков.

Ситуация в авиа-бизнесе самая тяжелая, уверен заместитель генерального директора инвестиционной компании «Регион» Анатолий Ходоровский. Рост просрочки по кредитам вызван системными проблемами, отметил эксперт.

«Отрасль капиталоемкая, она требует кредитования, это кредиты валютные, ибо все воздушные суда иностранного производства — это доллары. На протяжении долгого периода времени, можно говорить о семи годах, компании активно модернизировались, развивали парк, при этом доходная база компании не росла теми темпами, которыми рос кредитный портфель. Сегодня, когда ситуация радикально изменилась в силу многих факторов, отрасль просто выхлестнулась наружу и этого денежного потока, который был бы способен изменить ситуацию, не видно», — рассказал Ходоровский.

Из девяти направлений экономической деятельности объем задолженности уменьшился только в сфере производства и перераспределения энергии, газа и воды.

Автор: Юлия Безрукова

Источник: Коммерсантъ ФМ, 12.08.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики