Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Соблюдайте свой энергопакет

Соблюдайте свой энергопакет

Москва в августе может впервые обсудить с Еврокомиссией (ЕК) поставки российского газа на юг Европы по трансбалтийскому газопроводу Nord Stream-2. Такая схема позволит заменить транзит через Украину, но для этого необходимо расширение внутриевропейских газопроводов. Это можно провести, не нарушая требований Третьего энергопакета ЕС, но, по мнению экспертов, теоретически Брюссель все же может помешать проекту.

Минэнерго РФ в августе может впервые официально обсудить с ЕК расширение газотранспортной сети в Центральной Европе для подачи российского газа на юг Евросоюза через газопровод Nord Stream-2, заявил Reuters заместитель министра Анатолий Яновский. "Возможность технически подать газ на юг Европы может быть создана, но это зависит от желания наших партнеров",— сказал он. В ЕК заявили "Ъ", что двусторонняя встреча в августе действительно возможна и ее основной темой должно стать обеспечение поставок газа на Украину, а обсуждение Nord Stream-2 пока не планируется.

"Газпром" объявил о намерении построить второй газопровод через Балтику, аналогичный уже существующему Nord Stream, в июне. Монополия договорилась об участии в проекте с англо-голландской Shell, немецкой E.On и австрийской OMV, позднее присоединилась немецкая Wintershall, ведутся переговоры с французской Engie (бывшая GdF Suez). Новая труба мощностью 55 млрд кубометров в год вместе с одной ниткой газопровода "Турецкий поток" через Черное море потенциально может почти полностью избавить "Газпром" от необходимости транзита газа через Украину.

Но чтобы доставить газ из Nord Stream-2 в Южную Европу, прежде всего на рынок Италии, необходимо расширить мощности газопровода Opal в Германии и ряд "узких" мест в газотранспортных системах (ГТС) Чехии и Словакии. Такая схема позволяет Словакии и Австрии сохранить доходы от транзита российского газа, а Германии и Чехии — увеличить их, она соответствует и европейскому законодательству. Согласно Третьему энергопакету ЕС, поставщик газа, имея контракт на поставку, может подать заявку оператору ГТС на расширение транспортных мощностей. Оператор обязан эту заявку выполнить, если поставщик берет обязательство платить согласованный тариф на прокачку. Таким образом, "Газпром" в теории может выполнить свои контракты, не нарушая европейского законодательства и не становясь собственником нового газопровода в ЕС. Более того, если компания договорится со своими европейскими клиентами о переносе пункта сдачи газа в точку выхода Nord Stream-2 на сушу в немецком Грайфсвальде (так он уже сделал для первого Nord Stream), то подавать заявку на расширение газопроводов будет уже не российская монополия, а европейские газовые компании.

Но на практике Третий энергопакет никогда не применялся для строительства газопроводов такого масштаба, хотя схема успешно работает для ряда интерконнекторов (например, для газопровода между Словакией и Украиной, запущенного в 2014 году). Кроме того, как отмечает Алексей Гривач из ФНЭБ, правила регулирования — сетевой код — для новой инфраструктуры еще не создан, то есть Еврокомиссия может в любой момент изменить правила игры. "Это, без сомнения, политический вопрос, и Брюссель сможет найти повод придраться, если захочет",— говорит эксперт, напоминая, что поводом для приостановки South Stream в Болгарии стали претензии Брюсселя, связанные не с Третьим энергопакетом, а с антимонопольным законодательством при закупках. А источники "Ъ" в Брюсселе вообще сомневаются, что сейчас ЕК пойдет на какие-либо содержательные переговоры с Россией по проекту, реализация которого неминуемо приведет к снижению транзита газа через Украину. По их мнению, "Газпрому" и его европейским партнерам придется строить трубу на свой страх и риск, надеясь на то, что через несколько лет отношения с Европой улучшатся.

Автор: Юрий Барсуков

Источник: Коммерсантъ, 12.08.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики