Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за июль 2015 г.

Топ-лист событий за июль 2015 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за июль 2015 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Договоренности по Ирану

    Это событие стало наиболее обсуждаемым. Эксперты задались вопросом, что будет, если Иран выйдет на мировой рынок нефти? Называли фантастические цифры прироста иранского экспорта. Некоторые эксперты даже брали цифры экспорта до революции 1979 года и уверяли, что Иран выйдет на эти рубежи, но забывая, что это было 40 лет тому назад. В реальности потенциал роста иранского экспорта существенно меньше. Один млн баррелей в сутки прироста – эта цифра завышена минимум вдвое. Не говоря уже о том, что Ирану нужно несколько лет и несколько млрд долларов серьезных инвестиций, чтобы восстановить потенциал. Поэтому пока надо понимать, что иранская тема является способом давления на Россию как по вопросу снижения стоимости нефти, так и по теме будущих газовых поставок. Но сами газовые поставки возможны не ранее чем через 10 лет: нужно обеспечить и добычу, и создать инфраструктуру. А что касается снижения стоимости нефти, то цена падает вовсе не из-за Ирана, а из-за того, что ожидается повышение ключевой ставки в США, в связи с чем будет происходить рост стоимости доллара, а этот рост всегда опускает стоимость нефти. Так что пока мы видим очередную попытку психологического воздействия на производителей нефти и формирования таких панических настроений.

  2. Саммиты БРИКС и ШОС в Уфе

    Поскольку конфликт с Западом продолжается, Россия отвечает на него идеей ухода на восток. Саммиты БРИКС и ШОС как раз это и призваны были продемонстрировать.

  3. Сложности в реализации «Турецкого потока»

    В июле многие уже поспешили этот проект похоронить. Хотя в реальности Турция действительно оказалась более сложным переговорщиком, но это не означает, что Россия должна идти на уступки только ради того, чтоб реализовать «Турецкий поток» в полном объеме в четыре нитки. Турция потребовала уже права участвовать в перепродаже российского газа, с чем мы согласиться, конечно, не можем. Но есть выход из ситуации. Турция может сама себя наказать: мы можем сократить «Турецкий поток» на две нитки, а две нитки, соответственно, перебросим на север, увеличив «Северный поток».

  4. Активная реализация проекта «Северный поток-2»

    Это означает строительство третьей и четвертой ниток до немецкого Грайфсвальда. В июле активно велись переговоры с BASF и, судя по всему, компания Wintershall станет акционером проекта. Плюс французская газовая компания Engie может присоединиться к консорциуму. Проект развивается и, видимо, в этом формате он и будет реализован: две нитки до Гайфсвальда и дальше расширение инфраструктуры, позволяющие соединить немецкий город с австрийским Баумгартеном. Это означает, что для Украины шансов сохранить транзитные потоки после 2019 года практически нет.

  5. Продолжение конфликта с Украиной

    С 1 июля прекращены поставки газа на Украину. Киев по-прежнему заявляет, что его не устраивает цена, хотя с учетом скидки предложение Газпрома все равно самое выгодное для Украины, и газ по реверсу, тот же российский, к слову, будет еще дороже. Но Киев занимается прямым шантажом Европейского союза и надеется выбить деньги из Брюсселя.

  6. Скандал с Туркменией

    В России после запуска Бованенковского месторождения образовался серьезный профицит газа, и в этой ситуации, естественно, возникает вопрос: зачем нам покупать газ в Центральной Азии, когда у нас собственный газ некуда девать? В этой связи намерения Газпрома вполне оправданы. Он собирается покупать не менее 4 млрд кубов в Туркмении, а что касается обвинений в нарушении условий договора, так, когда в 2003 году был подписан договор с Туркменией по фиксированной цене и цены на газ пошли вверх, Туркмения заявила, что это был не договор, а декларация о намерениях и сама неоднократно его нарушала, поэтому здесь изображать из себя святую невинность уж точно не получится.

  7. Арест активов ЛУКОЙЛа в Румынии

    На протяжении десятилетий мы слышим истории о том, как опасно быть инвестором в России, как Россия не соблюдает европейские нормы, не гарантирует защиту собственности. И вот мы сталкиваемся с тем, как «отжимают» собственность в Румынии, совершенно нагло идет наезд государственных структур. Причем ЛУКОЙЛу намекают, что есть потенциальный покупатель, предлагают продать. Все в лучших традициях, что называется, постсоветского пространства, только с одной поправкой: дело происходит на территории страны, входящей в ЕС. Возникает вопрос: где безопасней инвесторам – в России или в Румынии?

  8. Новые санкции со стороны Соединенных Штатов

    Под санкции попали «дочки» «Роснефти». На самом деле, ничего сенсационного не произошло. Санкции показывают, что инструментарий достаточно ограничен, никаких новых идей не появляется. США переходят к длительной осаде, посмотрим, к чему это приведет.

  9. Письмо «Роснефти» в правительство

    Компания требует продолжить реформирование газовой отрасли, допустить независимых производителей к газовым проектам. Все эти идеи не новы. Другое дело, что эффект от таких предложений плохо просчитан. Понятно, что для «Роснефти» выгодно получить доступ к экспортной трубе, выгодно увеличить свою доходность. А вот с точки зрения государства вопросов гораздо больше. Скажем, если разделить Газпром, кто будет финансировать строительство экспортных газопроводов? Почему «Роснефть» не вкладывает средства в строительство инфраструктуры, должна получить право доступа и пользования ею или иметь долю в экспортной выручке? Нужно ли сейчас помогать независимым производителям увеличивать добычу, если у нас и так перепроизводство газа? На все эти вопросы ответов пока, к сожалению, нет, но тема внутреннего рынка газа остается пока одной из самых взрывоопасных.

  10. Идея слияния Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы тарифов

    Очень странное решение. Не понятно, почему антимонопольная служба должна устанавливать тарифы. Происходит классическое для России аппаратное решение не с точки зрения экономической целесообразности, а с точки зрения лоббистских возможностей. Не секрет, что это слияние приведет к усилению давления на Газпром, глава ФАС Игорь Артемьев неоднократно об этом говорил. И это уже происходит. Например, по предложению снизить тарифы на прокачку газа независимых производителей. Тут мы возвращаемся к предыдущему пункту нашего рейтинга: чем мотивированы решения - экономической целесообразностью для государства или интересами отдельных компаний? Пока четкого ответа на этот вопрос мы не получаем.

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики