Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» может вновь привлечь Saipem к строительству «Турецкого потока»

«Газпром» может вновь привлечь Saipem к строительству «Турецкого потока»

Россия и Турция вскоре могут подписать соглашение по первой нитке трубы, что позволит начать работы

Газпром» хочет восстановить партнерство с итальянской Saipem («дочка» Eni), с которой только в июне расторг контракт на строительство первой нитки «Турецкого потока». Как сообщил «Газпром», его предправления Алексей Миллер говорил в Москве в четверг с гендиректором Eni Клаудио Дескальци об инфраструктурных проектах по поставкам российского газа в Европу.

«Успех трубопроводных проектов, в частности «Северного потока» и «Голубого потока», во многом основан на высоком качестве взаимодействия партнеров по проекту и подрядчиков – таких, как Saipem. Мы высоко оцениваем перспективы сотрудничества с Saipem по текущим и будущим проектам», – заявил Миллер. Встреча прошла в атмосфере сердечности, акцент был сделан на динамику рынка газа в Европе, говорится в сообщении Eni.

«Мы пытаемся восстановить отношения, но пока все неоднозначно», – говорит человек, близкий к «Газпрому».

«Газпром» в марте 2014 г. заключил с Saipem контракт стоимостью 2 млрд евро на строительство первой нитки «Южного потока» (у Eni было 20% в проекте). Когда «Газпром» отказался от трубы, контракт с Saipem был приостановлен, в мае 2015 г. его возобновили – под строительство первой нитки «Турецкого потока». За простой судов в болгарском порту Бургас «Газпром» заплатил Saipem около $300 млн. Но едва ее флот в начале июня пришел из Бургаса в Анапу, чтобы начать стройку, «Газпром» объявил, что контракт расторгнут – из-за невозможности достичь соглашения с Saipem по многим рабочим и коммерческим вопросам.

Потери Saipem

В том числе из-за потери контракта с «Газпромом» Saipem в 2015–2017 гг. придется уволить 8800 сотрудников, сообщала в июле Deutsche Welle. В первом полугодии 2015 г. Saipem списала 929 млн евро, операционный убыток составил 790 млн евро, писал «Интерфакс». По итогам 2015 г. компания прогнозирует чистый убыток в размере 800 млн евро, операционный – около 450 млн евро. Ранее Saipem ожидала в 2015 г. чистую прибыль в размере 200–300 млн евро, операционную – 500–700 млн евро.

«Турецкий поток» должен был начать строиться в конце июня, но Россия не подписала с Турцией межправительственное соглашение, и проект был остановлен. В Турции до сих пор не сформировано правительство, Россия будет ждать, пока оно появится, чтобы активизировать переговоры, объяснял пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Кроме того, Россия хотела подписать документ сразу на строительство четырех ниток «Турецкого потока», а Турция – только одной, для собственного рынка. В конце июля министр энергетики Александр Новак заявил, что Россия готова подписать документы и по одной нитке. А в среду министр энергетики Турции Танер Йылдыз сказал, что Турция направила России свой вариант соглашения. Речь в нем идет об одной нитке, сообщал «Интерфакс». Минэнерго России получение документа не подтвердило, ситуацию там не комментируют.

«Газпром», вероятно, активизировал переговоры с Saipem, так как, если соглашение с Турцией будет подписано, он сможет приступить к строительству, считает директор Small Letters Виталий Крюков.

До прояснения ситуации «Газпрому» не было смысла платить за простой судов Saipem, отмечала старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова.

Подрядчик мог счесть себя незаменимым, запросить больше денег, говорил замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач, но Saipem конфликт не нужен, из-за которого она могла бы лишиться других подрядов «Газпрома», например по расширению «Северного потока», который строила именно Saipem.

У «Газпрома» альтернатив немного, к тому же Saipem требует неустойку и, возможно, сейчас возобновить контракт выгодно обеим сторонам, считает Крюков. Правда, трубоукладочные суда Saipem покинули Черное море и прошли Босфор, знает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

Eni весь газ получает транзитом через Украину, «Газпром» пытался привлечь ее в «Турецкий поток».

Обсуждался ли этот вопрос в четверг, представитель «Газпрома» не говорит. «Все южные проекты так или иначе выходят на Италию», – сказал собеседник в «Газпроме».

Компания рассчитывает, что продолжением «Турецкого потока» в Европе станет газопровод Tesla. Этот проект предусматривает отвод на Италию с территории Греции.

Если «Турецкий поток» ограничится одной ниткой, его цена будет очень высока – 5 млрд евро, почти 40% от стоимости четырех ниток. «Газ, перекачивающийся по такой ветке, по определению не сможет быть дешев», – говорил в начале августа ТАСС бывший гендиректор турецкой Botas Мете Гекнель, возможны другие варианты – например, может быть пересмотрен маршрут или «Турецкий поток» превратится в «Голубой поток – 2». «Этот вариант остается актуальным», – говорил Гекнель.

Газопровод «Голубой поток», по которому Турция сейчас получает часть газа из России по дну Черного моря, – совместный проект «Газпрома» и Eni. «Мы начинали переговоры с турками о расширении «Голубого потока» еще до появления «Турецкого потока», сейчас переговоры идут о строительстве последнего», – сказал собеседник в «Газпроме». Но никогда не говори никогда, заключает он.

Автор: Михаил Серов

Источник: Ведомости, 21.08.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики