Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» может вновь привлечь Saipem к строительству «Турецкого потока»

«Газпром» может вновь привлечь Saipem к строительству «Турецкого потока»

Россия и Турция вскоре могут подписать соглашение по первой нитке трубы, что позволит начать работы

Газпром» хочет восстановить партнерство с итальянской Saipem («дочка» Eni), с которой только в июне расторг контракт на строительство первой нитки «Турецкого потока». Как сообщил «Газпром», его предправления Алексей Миллер говорил в Москве в четверг с гендиректором Eni Клаудио Дескальци об инфраструктурных проектах по поставкам российского газа в Европу.

«Успех трубопроводных проектов, в частности «Северного потока» и «Голубого потока», во многом основан на высоком качестве взаимодействия партнеров по проекту и подрядчиков – таких, как Saipem. Мы высоко оцениваем перспективы сотрудничества с Saipem по текущим и будущим проектам», – заявил Миллер. Встреча прошла в атмосфере сердечности, акцент был сделан на динамику рынка газа в Европе, говорится в сообщении Eni.

«Мы пытаемся восстановить отношения, но пока все неоднозначно», – говорит человек, близкий к «Газпрому».

«Газпром» в марте 2014 г. заключил с Saipem контракт стоимостью 2 млрд евро на строительство первой нитки «Южного потока» (у Eni было 20% в проекте). Когда «Газпром» отказался от трубы, контракт с Saipem был приостановлен, в мае 2015 г. его возобновили – под строительство первой нитки «Турецкого потока». За простой судов в болгарском порту Бургас «Газпром» заплатил Saipem около $300 млн. Но едва ее флот в начале июня пришел из Бургаса в Анапу, чтобы начать стройку, «Газпром» объявил, что контракт расторгнут – из-за невозможности достичь соглашения с Saipem по многим рабочим и коммерческим вопросам.

Потери Saipem

В том числе из-за потери контракта с «Газпромом» Saipem в 2015–2017 гг. придется уволить 8800 сотрудников, сообщала в июле Deutsche Welle. В первом полугодии 2015 г. Saipem списала 929 млн евро, операционный убыток составил 790 млн евро, писал «Интерфакс». По итогам 2015 г. компания прогнозирует чистый убыток в размере 800 млн евро, операционный – около 450 млн евро. Ранее Saipem ожидала в 2015 г. чистую прибыль в размере 200–300 млн евро, операционную – 500–700 млн евро.

«Турецкий поток» должен был начать строиться в конце июня, но Россия не подписала с Турцией межправительственное соглашение, и проект был остановлен. В Турции до сих пор не сформировано правительство, Россия будет ждать, пока оно появится, чтобы активизировать переговоры, объяснял пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Кроме того, Россия хотела подписать документ сразу на строительство четырех ниток «Турецкого потока», а Турция – только одной, для собственного рынка. В конце июля министр энергетики Александр Новак заявил, что Россия готова подписать документы и по одной нитке. А в среду министр энергетики Турции Танер Йылдыз сказал, что Турция направила России свой вариант соглашения. Речь в нем идет об одной нитке, сообщал «Интерфакс». Минэнерго России получение документа не подтвердило, ситуацию там не комментируют.

«Газпром», вероятно, активизировал переговоры с Saipem, так как, если соглашение с Турцией будет подписано, он сможет приступить к строительству, считает директор Small Letters Виталий Крюков.

До прояснения ситуации «Газпрому» не было смысла платить за простой судов Saipem, отмечала старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова.

Подрядчик мог счесть себя незаменимым, запросить больше денег, говорил замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач, но Saipem конфликт не нужен, из-за которого она могла бы лишиться других подрядов «Газпрома», например по расширению «Северного потока», который строила именно Saipem.

У «Газпрома» альтернатив немного, к тому же Saipem требует неустойку и, возможно, сейчас возобновить контракт выгодно обеим сторонам, считает Крюков. Правда, трубоукладочные суда Saipem покинули Черное море и прошли Босфор, знает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

Eni весь газ получает транзитом через Украину, «Газпром» пытался привлечь ее в «Турецкий поток».

Обсуждался ли этот вопрос в четверг, представитель «Газпрома» не говорит. «Все южные проекты так или иначе выходят на Италию», – сказал собеседник в «Газпроме».

Компания рассчитывает, что продолжением «Турецкого потока» в Европе станет газопровод Tesla. Этот проект предусматривает отвод на Италию с территории Греции.

Если «Турецкий поток» ограничится одной ниткой, его цена будет очень высока – 5 млрд евро, почти 40% от стоимости четырех ниток. «Газ, перекачивающийся по такой ветке, по определению не сможет быть дешев», – говорил в начале августа ТАСС бывший гендиректор турецкой Botas Мете Гекнель, возможны другие варианты – например, может быть пересмотрен маршрут или «Турецкий поток» превратится в «Голубой поток – 2». «Этот вариант остается актуальным», – говорил Гекнель.

Газопровод «Голубой поток», по которому Турция сейчас получает часть газа из России по дну Черного моря, – совместный проект «Газпрома» и Eni. «Мы начинали переговоры с турками о расширении «Голубого потока» еще до появления «Турецкого потока», сейчас переговоры идут о строительстве последнего», – сказал собеседник в «Газпроме». Но никогда не говори никогда, заключает он.

Автор: Михаил Серов

Источник: Ведомости, 21.08.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики