Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «На Востоке нам нужно научиться умеренности»

«На Востоке нам нужно научиться умеренности»

В среду президент Владимир Путин отправится в КНР. У России и Китая много вариантов для взаимовыгодного сотрудничества, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Визит Путина в Китай, экономический форум во Владивостоке — все это, естественно, сразу же актуализировало тему нашего броска на Восток и в Китай в частности. При этом оценки этого похода страдают крайностями и радикализмом. Одни говорят, что Китай — наша палочка-выручалочка, решит все наши проблемы с санкциями и станет полной заменой Западу. Другие — что Китай спит и видит как нас захватить и выпить все соки. Третьи, наконец, клянутся, что мы Китаю вообще не нужны, и он нами даже не интересуется.

Лишний раз убеждаюсь, что на Востоке нам нужно научиться умеренности и стремлению избегать крайностей. У нас же вот всегда: либо черное, либо белое. Нужно же быть реалистами. Китай нас не спасет — спасать себя мы должны сами. Но и не съест. Нужно относиться к Китаю да и в целом к Азии как к возможности, которая была очевидна и без всяких санкций. При этом ясно, что Китай не отнесешь к альтруистам. Он намерен на нас заработать.

У нас есть проблема — это западные санкции, но и экономика Китая не выглядит суперзащищенной. Вспомните недавний обвал на китайской бирже. Мы, правда, и с оценкой падения китайской экономики разобраться не можем. Вот занятный сюжет. Теоретики двадцати лет неизбежно дешевой нефти в качестве основного аргумента приводят развал китайской экономики — дескать, с обрушением экономики Китая обвалится и потребление нефти. И тут же добавляют, что нефть заменят солнечные батареи, которые наиболее активно производятся кем бы вы думали? Растущим Китаем. Так он валится или растет?

Я лично готов высказать свою оценку. Экономика Китая растет, но поддерживать этот рост на уровне даже в 5-7% становится все сложнее и сложнее. И мы Китаю вполне способны помочь. При этом у нас тоже есть свои интересы. Когда мы находим компромисс – это хорошо, но бывает, что его поиск затягивается. В этом также нет ничего драматичного.

Возьмем газовое сотрудничество. В прошлом мае только и слышалось о том, что контракт по восточному маршруту не будет подписан, а его подписали. Почему? Китай нас обманул или мы Китай? Да нет. Нам нужен новый рынок. Только мы можем предложить поставки газа в северо-восточные районы Китая: промышленно-развитые, но при этом проблемные с точки зрения энергообеспечения. Поэтому и был подписан договор, причем по разумной цене. Кстати, страшные истории про то, что контракт стал невыгоден после падения нефтяных цен отложите хотя на три года. Потому что контракт начнет исполняться в 2019-2020 годах. Вот цены этих лет нам и интересны. Есть желающие их точно предсказать? При этом не забывайте, что девальвация рубля удешевляет проект в долларах: трубы российские, оборудование российское, рабочие тоже российские. 

А теперь посмотрим на западный маршрут: там все сложнее. Мы предлагаем Китаю газ на участке западной границы с КНР, зажатой между Монголией и Казахстаном. Там спрос на газ не так велик, зато есть уже газ из Центральной Азии. Но и у нас есть преимущество – предлагаемый нами газ уже имеет рынок сбыта в Европе. Правда, мы можем пустить в ЕС газ с уже запущенного Бованенковского месторождения. Там и газопровод уже готов, а Китай может доставить газ с Запада на Восток. Собственно, в этом и есть единственно возможная модель — искать взаимовыгодные варианты. Они, к счастью, есть.

Источник: Вести ФМ, 02.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики