Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Торги оказались неуместны

Торги оказались неуместны

В первый день аукционов "Газпром" не смог продать газ

"Газпром", начавший вчера первый эксперимент по продаже газа в Европу через аукцион, уже задумался о расширении этой практики. По мнению собеседников "Ъ", перспективным могло бы стать украинское направление, поскольку в таком случае были бы решены проблемы транзита — ответственность за него нес бы уже европейский покупатель. Но в первый день аукционов торгов, по сути, не было: "Газпром" не хочет продавать газ дешевле, чем по долгосрочным контрактам, а потребители тогда не видят смысла в покупке.

"Газпром" готов распространить применение экспортных продаж газа на аукционе и на другие маршруты помимо газопровода Nord Stream, заявил вчера зампред правления монополии Александр Медведев после старта первого в ее истории экспортного аукциона. Глава "Газпром экспорта" Елена Бурмистрова добавила, что использование Nord Stream обусловлено тем, что в нем есть свободные мощности: "Мы можем рассматривать другие пункты сдачи и другие системы, но на сегодня самая оптимальная — это "Северный поток"".

Поскольку из двух других маршрутов поставки российского газа в Европу — украинской газотранспортной системы и газопровода Ямал--Европа — последний постоянно полностью загружен, ряд собеседников "Ъ" на рынке интерпретировал слова топ-менеджеров как готовность использовать аукцион на украинском направлении. В декабре 2014 года источники "Ъ" говорили, что "Газпром" создает новые механизмы продажи газа на экспорт (аукционы), в том числе для решения проблемы с транзитом: "С учетом отношений с Украиной было бы разумно иметь возможность сказать европейцам: вот площадка в РФ, тут вы можете купить наш газ, а транзит — ваше дело". Сдача газа покупателю могла бы происходить на российско-украинской границе. Но вчера источник "Ъ", близкий к "Газпром экспорту", заверил, что практических действий в этом направлении не предпринимается. По мнению Алексея Гривача из ФНЭБ, "Газпром", транзитный контракт которого "Нафтогаз Украины" оспаривает в Стокгольмском арбитраже, сейчас не пойдет на эксперименты с допуском других участников к поставкам через Украину, арбитраж может интерпретировать условия таких контрактов неблагоприятным для "Газпрома" образом. Аукционы на этом направлении реальны только по окончании действующего транзитного контракта — с 2020 года.

Но расширение практики аукционов зависит от результатов первого эксперимента. "Газпром" собирается продать 3,2 млрд кубометров газа в течение четырех сессий — с 7 по 10 сентября с поставкой в Германию с 1 октября по 31 марта 2016 года (около 6% от общих поставок в ЕС за этот период в 2014-1015 годах). Но на первой сессии, по данным "Интерфакса" (их подтверждают источники "Ъ"), не состоялось ни одной сделки, заявленная "Газпромом" минимальная цена не устроила ни одного из 39 участников. По словам собеседников "Ъ", знакомых с ситуацией, покупатели ожидали, что "Газпром" предложит цену ниже текущего уровня его долгосрочных контрактов в Германии (около $230 за тысячу кубометров), так как из-за динамики цен на нефть стоимость газа по контрактам в четвертом квартале (и, вероятно, в первом квартале 2015 года) упадет. Но Александр Медведев заявил, что "результаты аукциона будут выше средневзвешенной стоимости портфеля (газовых контрактов)". "Газпром" ожидает среднюю экспортную цену по итогам года $237-242 за тысячу кубометров. Топ-менеджер добавил, что "Газпром" на аукционе будет добиваться максимизации цены, а не объема продаж.

Алексей Гривач согласен, что для продавца аукцион имеет смысл только если цены будут выше, чем по долгосрочным контрактам: "Если "Газпром" заключит сделку по низкой цене, европейские клиенты просто не отберут эти объемы по долгосрочным контрактам". Но, отмечают собеседники "Ъ" в европейских компаниях, сейчас нет смысла приобретать газ по более высокой цене, поскольку они потеряют на этом деньги и рискуют не выполнить условия take-or-pay. Европейские газовые компании, торгующие на хабах, решили проблему повышением take-or-pay в долгосрочных контрактах до 100% (так ведет бизнес, например, норвежская Statoil), но, по данным "Ъ", "Газпром" пока идти на это не намерен. Там рассчитывают, что аукцион может быть привлекательным для трейдеров и средних компаний, у которых нет долгосрочных контрактов с монополией.

Автор: Юрий Барсуков

Источник: Коммерсантъ, 08.09.2015


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики