Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ДНР оставила Украину без угля

ДНР оставила Украину без угля

ДНР «надавила на больную мозоль» Киева – блокирована подача донецкого угля, в котором с началом отопительного сезона катастрофически нуждается Украина. В республике опровергают заверения правительства Яценюка в том, что поставки якобы возобновились. В любом случае, республика продемонстрировала, что располагает инструментом воздействия, действенным и с военно-политической точки зрения.

Донецкая народная республика (ДНР) блокировала поставки угля на Украину. Профильный вице-премьер украинского правительства Валерий Вощевский поспешил опровергнуть эту информацию, заявив, что остановка была только «позавчера и позапозавчера» и поставки якобы возобновились. Однако в Донецке «поправили» представителя киевского правительства – министр транспорта ДНР Семен Кузьменко вновь подтвердил, что ни одного вагона с углем не пересекло линию разграничения сторон. 

Ранее во вторник власти ДНР официально сообщили о том, что заблокировали поставки угля на Украину. «У нас жесткие требования. У Украины сейчас критическая ситуация, им требуется 1 млн 200 тыс. тонн в месяц нашего топлива, которое мы будем поставлять в случае снятия блокады на топливо и запчасти для вагонов и локомотивов и если стрелять не будут», – заявил министр транспорта республики Кузьменко. Он подчеркнул, что пока не будут выполнены эти условия, «мы никаких поставок на Украину делать не собираемся».

«Украина не желает вести диалог в политическом поле, поэтому приходится оказывать давление в экономическом», – подчеркнул Кузьменко. Нынешним демаршем ДНР показала, что у республики имеется ресурс давления на Киев, который она, в случае чего, готова вновь задействовать.

Переход с «А» на «Г»

Ранее уже упомянутый украинский вице-премьер Вощевский признал, что Киеву нужно ежемесячно закупать для прохождения отопительного сезона минимум 800 тыс. тонн угля антрацитовой группы в «неподконтрольной части Донбасса», то есть у ДНР и Луганской народной республики. Под контролем республик Новороссии сейчас находятся самые прибыльные шахты Донбасса, в том числе принадлежавшие олигарху Ринату Ахметову. Здесь добываются те сорта угля – марки «А» (антрацит) – которые оптимально подходят для использования на украинских тепловых электростанциях (ТЭС).

Как отмечает РИА «Новости», в той части региона, которую контролируют украинские силовики, добывается нерентабельный уголь марки «Г» – газовый. В июне министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин признал, что до начала отопительного сезона украинские ТЭС явно не удастся перевести с «А» на «Г» – для этого потребуются два года.

Проблемы не только с антрацитом. Как сообщил 1 сентября региональный сайт «Вести Приднепровья», поставки угля марки «Т» («тощий») на Криворожскую ТЭС «очень ограничены из-за боевых действий и связанных с ними сложностей логистического характера – дефицита локомотивной тяги и порожних вагонов под загрузку, разрушения железнодорожной инфраструктуры, увеличенного времени транспортировки в связи с переходом линии разграничения».

Глава минэнергоугля Украины Демчишин в августе открыто заявлял, что в ходе отопительного сезона уголь придется закупать у всех возможных поставщиков – не только у России, но и в так называемой зоне антитеррористической операции. И это притом что об исполнении  украинскими силовиками условий перемирия (и тем более «устойчивого перемирия», о котором стороны договорились 26 августа) не идет и речи и, по данным минобороны ДНР, только за минувшие сутки украинская сторона семь раз нарушила режим прекращения огня.

Как констатирует министр транспорта ДНР Кузьменко, украинская сторона блокирует поставки дизельного топлива в республику еще с июля, а запчастей – уже больше года. «До этого были проблемы с возвратом вагонов из-под угля. Мы поставили условие – поставки угля только на условии возвращения пустых вагонов. Сейчас с некоторыми перебоями, но возвращают», – отметил Кузьменко.

При этом в самой республике «на данный момент работает только треть локомотивного хозяйства, и нам необходимо увеличить наши возможности для наших потребностей», добавил министр. Кузьменко уверен, что при условии снятия блокады Киева на ГСМ и запчасти ДНР будет достаточно двух месяцев для того, чтобы полностью «поднять» локомотивное хозяйство.

ОБСЕ: «Поставки угля не афишируются, но они есть»

Напомним, поставки топлива с Украины в ДНР были прекращены 27 июня, и с тех пор железнодорожники работали на остатках запасов ГСМ. В конце августа наблюдатели миссии ОБСЕ сообщили, что в Донбассе восстановлены поставки угля на местные ТЭЦ. Перед этим Украина возобновила закупку угля у России.

В феврале сообщалось, что с началом 2015 года Украина из-за нехватки сырья намерена всего за год закрыть треть подконтрольных ей государственных шахт и выкинуть на улицу каждого пятого горняка. Обещание трудоустроить их в ЖКХ вряд ли будет исполнено. За пару лет безработных шахтеров на Украине станет еще больше.

При этом Киев продолжал бравировать, так, например, замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Александр Светелик сообщал, что страна до конца года сможет обойтись без импорта электроэнергии и импорта угля для ее производства. «В балансе по производству электроэнергии мы ставим по остаточному принципу импорт, то есть поставлен ноль практически по всем месяцам, то есть мы надеемся, что импорт угля и импорт электроэнергии брать не будем», – заявил он.

«Страна погрузится во тьму и холод»

И только когда на горизонте замаячила осень, бравада постепенно начала меняться на трезвые размышления. «Совершенно очевидно, что заокеанский уголь не будет дешевым (к тому же, как показала практика прошлого года, уголь, закупленный за океаном, по своим характеристикам может и не подойти для украинских ТЭС), – отметил в августе спецпредставитель по гуманитарным вопросам на минских переговорах, глава организации «Украинский выбор» Виктор Медведчук. – А поставлять уголь из России и с неподконтрольных Киеву территорий представители «партии войны» во власти считают непатриотичным. Видимо, по их мнению, куда патриотичнее жечь по вечерам свечи и керосинки».

Между тем из-за нехватки угля антрацитовой группы уже остановлены Приднепровская, Змиевская и Славянская ТЭС, добавил Медведчук. «Если теплоэлектростанции будут массово отключаться в осенне-зимний период, то атомные электростанции попросту не выдержат растущей нагрузки. В единой энергосистеме может возникнуть серьезный сбой, в результате страна погрузится во тьму и холод», – подчеркнул Медведчук.

31 июля глава украинского правительства Арсений Яценюк также перешел от бравады к делу и заявил о кризисном положении в энергетическом секторе страны, подчеркнув, что минэнерго и компании не готовы обеспечить население теплом предстоящей зимой. По расчетам украинского энергетического ведомства, к зиме страна должна запасти на складах еще 1,2–1,3 млн тонн угля. На данный момент Украина успела запасти 1,6 млн тонн угля.

Война войной, а уголь по расписанию

Директор Фонда национальной энергетической безопасности, политолог Константин Симонов подчеркнул в комментарии газете ВЗГЛЯД, что Украина сильно зависит от поставок угля из ДНР и ЛНР. «Вопрос о замещении угля из Донбасса непростой. Проблема не только в объемах, но и в его сорте. Угольная промышленность – это особая отрасль, в советский и постсоветский период он был единым комплексом для всего региона бывшего СССР. Просто взять и перейти на другой сорт угля у Киева не получится», – отмечает Симонов.

Собеседник отметил, что единственной страной, которая может заменить Донбасс и обеспечить приемлемые поставки угля, является Россия. «Россия – единственная страна, где используется тот же сорт угля, что и на Украине. Киев пытался закупать уголь далеко за границей, например в Южной Африке. Позже оказалось, что это было очередной коррупционной схемой. Киевские чиновники пытались показать, что у них нет проблем с углем, что они могут купить его где угодно, даже в Африке. Дело в том, что он даже по сорту не подходил, я уже не говорю про объемы», – сказал политолог.

По словам Симонова, «в принципе, экономические связи воюющих сторон – вещь не новая». «Если постараться, то можно вспомнить множество примеров в истории, когда страны, которые находятся в состоянии войны, имеют экономические и торговые связи. Проводится она, по преимуществу, посредством серых схем и коррупции. Как только Киев будет идти на обострение конфликта, ДНР и ЛНР будут прекращать поставки. С другой стороны, у них есть все возможности, как технические, так и материальные, возобновить поставки угля, что может быть сделано в любой момент».

Авторы: Юрий Богданов, Марина Балтачева

Источник: Взгляд, 08.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики