Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цены на нефть: шесть промахов ОПЕК

Цены на нефть: шесть промахов ОПЕК

Сегодня ОПЕК исполняется 55 лет. Эксперты предрекают, что это может быть ее последний юбилей.

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) была создана в 1960 году, ее основная задача - стабилизация мировых цен на черное золото. Однако с этой целью картель уже не справляется, считают эксперты "Российской газеты".

ОПЕК влияет на цену черного золота посредством квотирования: каждой стране выделяется тот или иной объем нефти, который она должна добыть. Однако в последнее время этот механизм демонстрирует неэффективность. В чем же причины, какие ошибки  допустил ОПЕК?

Проблема первая: Нефть - товар спекулянтов

ОПЕК "проспала" изменение структуры нефтяного рынка.

США смогли превратить нефть в глобальный товар, торгующийся фьючерсами на биржах. Картель же упустил момент, когда инициатива в области ценообразования перешла от производителей к биржевым спекулянтам. ОПЕК должна была создавать свои площадки, могла бы сформировать собственную валюту для расчетов за черное золото.

Проблема вторая: Несоблюдение своих же квот

Установленные квоты по добыче нефти члены ОПЕК часто превышают.

А при нынешнем уровне цен от этого страдают все участники рынка. К примеру, в августе из-за новостей, связанных с возвратом на рынок Ирана, цены на нефть упали. При этом страны ОПЕК превысили свои квоты примерно на 9 процентов.

Проблема третья: Эгоизм

Несогласованность экономической политики стран, входящих в картель, подрывает его единство.

Внутри картеля существует проблема отношений между странами. Так, сейчас в ОПЕК есть две группировки. Первая группировка формируется такими странами как Венесуэла, Эквадор и Алжир. Они выступают за соблюдение квот и увеличение цен на черное золото.

Вторая группировка формируется такими странами, как Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ. Они настаивают на увеличении поставок нефти, чтобы цены на нефть были низкими. Этим они хотят добиться своей главной цели - вытеснения с рынка американской сланцевой нефти. Из-за этого страдают страны, у которых бюджет сверстан исходя из ценовых котировок в 100 долларов за бочку нефти.

Проблема четвертая: Противодействие ОЭСР

Через полгода после создания ОПЕК была создана Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Ее лидером являются США, которые делают все, чтобы дестабилизировать ОПЕК. Картель не смог добиться компромисса.

К тому же Саудовская Аравия никак не определится в части собственной политики по отношению к Америке: дружить с ней или играть против нее. Из-за такой неопределенности страдают интересы ОПЕК. Особенно тех стран-членов, у которых нет ничего общего с США. К примеру, речь о Венесуэле.

Проблема пятая: Конфликты в странах картеля

Еще одной проблемой ОПЕК является политическая нестабильность в некоторых странах организации.

В Ливии и Ираке продолжаются гражданские войны, которые осложняют нефтедобычу. Нигерия имеет неустойчивую политическую систему и сталкивается с межэтническими и межконфессиональными конфликтами. Неспокойная обстановка наблюдается и в Венесуэле. Все это приводит к снижению экспорта нефти.

Проблема шестая (историческая): Не приняли в картель СССР

Ряд экспертов отмечают, что одна из главных исторических ошибок ОПЕК заключается в том, что картель не смог найти компромисс с СССР по поводу его вхождения в нефтяной картель.

А переговоры такие велись, но советское руководство посчитало вхождение в ОПЕК невыгодным для страны. Если бы СССР был членом картеля, то это была бы абсолютно другая структура по масштабу, и вместе с ним можно было бы более эффективно регулировать цены. Но по факту ОПЕК играл против СССР.

Комментарий

Эксперты "Российской газеты" с пессимизмом смотрят на будущее ОПЕК.

Так, доцент РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат экономических наук Сергей Хестанов не видит платформы, которая бы позволила ОПЕК вновь стать серьезным регулятором мирового нефтяного рынка. "Картель постепенно будет деградировать, это видно уже сейчас. Противоречия в этой организации сильны, США пытаются развалить ОПЕК давно. Организация вряд ли выживет", - говорит эксперт.

ОПЕК встречает свой юбилей в самом худшем состоянии в истории, солидарен с ним гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов. "От былого величия картеля не осталось и следа. На мероприятия ОПЕК рынок реагирует по инерции, у организации осталось мало рычагов влияния. Это может быть последним днем рождения картеля в нынешнем формате. У него нет не то что будущего, но и настоящего. Если ОПЕК хочет выжить, то его членам надо вспомнить про экономическую логику, и забыть про геополитическую", - считает собеседник "РГ".

Самая главная проблема ОПЕК - потеря единства, резюмирует ведущий эксперт Союза нефтепромышленников Рустам Танкаев. "Дни организации сочтены, если ее участники не смогут решить проблему соблюдения квот, а также проблему нахождения компромиссов и примирения интересов своих стран-членов", - размышляет эксперт.

Справка "РГ"

В Организацию стран-экспортеров нефти входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола.

Доказанные запасы нефти стран-членов ОПЕК на сегодня оцениваются в размере более 1,1 триллиона баррелей. Таким образом, страны-члены картеля контролируют порядка двух третей мировых запасов нефти. Кроме того, на их долю приходится около 35 процентов от всемирной добычи, а также половина мирового экспорта черного золота.

Автор: Ярослав Николаев

Источник: Российская газета, 10.09.2015
  

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики