Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Голос бизнеса должен быть услышан политиками»

«Голос бизнеса должен быть услышан политиками»

Двусторонняя встреча России и Еврокомиссии по газу пройдет в Вене

Российский министр энергетики Александр Новак в Вене проведет переговоры с вице-президентом Еврокомиссии по энергосоюзу Марошем Шефчовичем. Предполагается, что ключевыми темами станут зимние поставки, транзит газа через Украину и взаимоотношения с ней в целом. Кроме того, стороны обсудят вопрос о развитии газотранспортной инфраструктуры — строительство «Турецкого потока» и второй очереди Nord Stream. Заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Светланы Токаревой.

 

— Зима не за горами, без газа не обойтись, и скорое наступление отопительного сезона склоняет чашу весов в нашу сторону, отмечают некоторые эксперты. Вы согласны с тем, что мы подходим к переговорам в более выигрышной позиции?

— У России прочные позиции, а главное — понятные, прозрачные и открытые. Все вопросы урегулированы в целом. От Украины требуется просто исполнять свои обязательства, изыскать деньги для оплаты своих энергоресурсов, которые требуются ей для прохождения отопительного сезона.

— Исход этой встречи заранее известен и понятен? Я правильно вас понимаю?

— Есть, конечно, вопросы проблемные. Но они, скорее, проблемные между Украиной и Евросоюзом в плане предоставления помощи, которую Украине давно обещают, но пока еще не выделили ни цента для прохождения нормального отопительного сезона. Второй пласт вопросов, связанный с урегулированием отношений между Россией и Еврокомиссией по поводу расширения маршрутов транспортировки газа.

— Давайте пока остановимся на Украине. Важность обсуждения вопроса о поставках газа на Украину все-таки растет с каждым днем. Насколько вероятно, что Россия предоставит Украине очередную скидку на газ?

— Я думаю, что предоставит обязательно. Вопрос в размере скидки. Цена газа, я думаю, как и в третьем квартале, будет сопоставима со стоимостью российского же газа в странах, сопредельных с Украиной. Это ближайшие соседи — Словакия, Польша. На этот уровень нужно ориентироваться. Другое дело, что мы видели, как в третьем квартале Украина покупает газ по реверсу, который на $20-30 дороже, и предоставление скидки не привело к тому, что Украина покупает газ. Несмотря на то, что она теряет на этом деньги.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться на переговорах соглашение по газопроводу Nord Stream-2, который должен пройти не через Украину, а по территории Германии?

— Я думаю, что Еврокомиссия так просто не откажется от своей политической позиции во что бы то ни стало поддерживать Украину как транзитера, несмотря на то, что всем очевидно, что это риски. И сам факт этих зимних переговоров, напряженности вокруг, готова Украина к зиме, не готова к зиме, опасения, будет ли осуществляться транзит в полном соответствии с контрактными обязательствами или не будет, — лишнее доказательство, вполне очевидное, что проблема давно перезрела и ее нужно решать.

В то же время позиция крупных европейских энергетических компаний и, соответственно, стран, которые они представляют, может, конечно, повлиять на Еврокомиссию. Это все-таки не Болгария, не Македония и не Сербия, при всем уважении к этим странам, которые не так сильны с лоббистской точки зрения и не могут отстоять интересы. При этом то, что эти компании и страны подписываются под проектом, свидетельствует, что с рациональной точки зрения Европа понимает, что нужны дополнительные объемы газа и маршруты его доставки.

— Изначально сообщалось, что это будет двусторонняя встреча Новака и Шефчовича, также отмечается, что во встрече примет участие глава российского газового концерна Алексей Миллер. Как вы считаете, для чего, с какими задачами он туда едет?

— Нормально. Это «Газпром», оператор экспорта, реализует проекты и вовлечен во все переговоры, просто поскольку уровень межправительственный, основной переговорщик в данном случае господин Новак, министр энергетики. Позиция «Газпрома» будет учитываться, возможно, это было желание европейской стороны вести переговоры в том числе и с «Газпромом».

— Может быть, Миллер едет усиливать позиции?

— Позиции и так сильны, но в целом было бы неплохо, чтобы господин Шефчович со своей стороны пригласил европейских партнеров, представителей крупного энергетического бизнеса, тогда это был бы более серьезный разговор.

— Может быть, это будет, но в будущем?

— Будем надеяться, потому что голос бизнеса должен быть услышан политиками.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 11.09.2015


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики