Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Турецкий поток» может подождать

«Турецкий поток» может подождать

Газпром официально подтвердил, что запуск «Турецкого потока» отложен на более поздний срок. В декабре 2016 года ввести трубопровод в строй уже не получится. В Газпроме винят политический кризис в Турции, из-за которого откладывается подписание межправсоглашения с Анкарой. Насколько критичен срыв сроков строительства и стоит ли Украине радоваться по этому поводу?

Запуск в работу газопровода «Турецкий поток», первоначально запланированный на конец 2016 года, откладывается на более поздний срок, сообщил зампред правления Газпрома Александр Медведев.

«Из-за того, что укладка (трубопровода) не началась, как планировалось, то теперь речь идет уже не о декабре 2016 года», – сказал Медведев, отвечая на вопрос о возможном переносе срока запуска газопровода «Турецкий поток».

По его словам, смещение сроков связано с политическим кризисом в Турции. Пока просто не с кем подписывать межправительственное соглашение. Напомним, что после парламентских выборов в июне Турции до сих пор не удалось сформировать правительство. Следующие парламентские выборы назначены только на 1 ноября.

На Восточном экономическом форуме министр энергетики Александр Новак также говорил, что не ожидает подписания межправительственного соглашения по проекту строительства газопровода «Турецкий поток» властями Турции до формирования нового состава правительства.

Изначально Россия хотела построить четыре нитки газопровода «Турецкий поток» общей мощностью 63 млрд кубометров. Этим летом собирались начать строительство первой нитки. Но так как межправсоглашение подписано не было, то и работы не ведутся. После того, как на горизонте появился «Северный поток – 2», появились разговоры о том, что «Турецкий поток» урезали до двух ниток, недавно речь пошла уже об одной нитке. Новак заявлял, что Россия намерена сначала подписать с Турцией межправительственное соглашение только по одной нитке, а перспектива строительства остальных ниток будет зависеть от потребностей Юго-Восточной Европы в газе.

Сегодня Газпром официально признал приостановку реализации «Турецкого потока». Однако полностью ставить крест на этом проекте было бы преждевременно. «Думаю, реально на год сдвинули сроки строительства трубы. Но для нас критическая точка – это начало 2019 года, когда заканчивается транзитный контракт с Украиной. Поэтому год сдвижки мы пока еще можем себе позволить», – говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Начать вовремя стройку помешала не одна, а целый комплекс причин. Одну из них Газпром справедливо назвал сам – это внутриполитический кризис в Турции. Эрдоган заигрался с Путиным в попытке выбить для себя побольше преференций в обмен на соглашение по «Турецкому потоку», затянул подписание договора, а теперь дождался правительственного кризиса. Москве теперь, по сути, не с кем договариваться.

Кроме того, изначально были разногласия по цене. Россия сразу пообещала скидку на газ для своего будущего транзитера. Однако Анкаре показалось маловато. Как утверждает министр энергетики временного довыборного правительства Турции Али Рыза Алабоюн, Анкара не готова детально обсуждать строительство «Турецкого потока» до тех пор, пока Москва не предоставит дополнительной скидки на газ. Турция считает, что скидка должна составлять 10,25% – такие цифры обсуждались турецким правительством и представителями Газпрома, однако окончательных, то есть зафиксированных письменно, договоренностей достигнуто не было.

«Вопрос о предоставлении скидки обсуждался исключительно устно, нигде не закреплен на бумаге. Мы считаем, что это неправильно. Российская сторона должна была предоставить нам скидку без предварительных условий», – поясняет министр в интервью Sputnik Turkiye.

Также Турция заявила, что готова участвовать в «Турецком потоке», только если сама будет продавцом российского газа на европейском рынке.

«Турция хочет быть перепродавцом российского газа, что совершенно неприемлемо. Этого же от нас просила Украина – а именно, чтобы мы ей на границе продавали российский газ, а она сама поставляла его в Европу. Это и противоречит европейским принципам торговли газом: в ЕС идет борьба с посредниками и перепродавцами. Транзитер должен предоставлять только услугу, он не должен даже заикаться о том, чтобы продавать газ. Турция не входит ЕС, но она заявляет, что хочет примкнуть в европейскому энергетическому законодательству», – говорит Симонов.

«Никто не предполагал, что Турция будет простым переговорщиком. Но теперь Турция решила, что раз после Болгарии и Румынии других альтернатив у России обойти Украину нет, то она может выставлять Путину такие жесткие требования. Поэтому затянули с соглашением, а теперь страну накрыл политический кризис, и теперь даже переговоры вести не с кем», – объясняет ситуацию Симонов. «Я думаю, цена на самом деле не самый страшный пункт разногласий. Если бы вопрос был только в цене, то мы бы договорились. Но, увы, они стали выставлять целый комплекс требований», – добавляет он

«Но у Путина оказался в рукаве козырный туз – это «Северный поток – 2», который полностью поменял конфигурацию «Турецкого потока». Если бы не было «Северного потока – 2», то проблемы с Турцией были бы серьезней», – считает Симонов.

По его словам, преимущество «Северного потока – 2» перед Турецким в том, что он логистически решает проблему доставки газа до севера Италии. Суть в том, что в контракте с Италией доставка газа прописана до австрийского Баумгартена, откуда газ может легко уйти на север Италии. «Турецкий поток» обеспечил бы доставку газа только на юг Италии, а все контракты с Италией подписаны с пунктом сдачи-приема газа в Баумгартене. Это означало бы необходимость менять контрактные условия, а это очередные переговоры, это возможность Италии «продавить» по цене и т. д.

Тогда как «Северный поток – 2» позволяет Газпрому выполнять контрактные обязательства перед Италией в соответствии с действующим соглашением: через трубу на севере российский газ поступает в Германию, далее в Чехию и в австрийский хаб Баумгартен.

«Де-факто получается, что мы уже ополовинили «Турецкий поток». Отсюда следует и решение Газпрома прекратить расширение системы «Южный коридор» (отказались строить вторую ветку). Тем самым Газпром подтвердил, что воспринимает «Турецкий поток» как наполовину усеченный проект», – считает Симонов.

По его мнению, Турция из-за своего упрямства уже потеряла возможность стать крупным транзитером газа в ЕС, так как все объемы итальянского рынка ушли в Германию. «Меркель, которая выступала как самый яростный критик России в ЕС, удивительным образом проявила прагматизм по поводу «Северного потока – 2». Я думаю, что это вызвало истерику не только у Фицо, словацкого премьера, но и шок у самой Турции. Германия их кинула», – указывает Симонов.

Эксперт уверен, что одна нитка будет в любом случае построена, потому что она целиком заточена под нужды самой Турции.

«В первой нитке Турция заинтересована кровно. Сейчас Турция получает через Украину более 40% импортного газа. Это одна из самых украинозависимых стран. Вряд ли она хочет сидеть на этой пороховой бочке. Киев мешает, а всех собак вешают на нас, ЕС играет в дурака. Турция тоже может нас обвинить в срыве поставок из-за Украины, но замерзать зимой же ей придется, а все истории про иранский газ далекие-далекие», – рассуждает глава ФНЭБ.

Однако с большей вероятностью будет построена и вторая – транзитная – ветка, которая сможет запитать Грецию, Болгарию и Балканы. «Турция не откажется от куска транзита. Это ей надо и финансово, и политически. С нашей стороны оптимальней также построить две нитки», – говорит собеседник.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 14.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики