Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты: повышение налогов для нефтянки несет риски для экономики РФ

Эксперты: повышение налогов для нефтянки несет риски для экономики РФ

Ранее Минфин предложил изменить курс доллара, используемый для расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взяв за основу курс до девальвации рубля в конце 2014 года

Повышение налогов для нефтяных компаний, предложенное министерством финансов для увеличения доходов бюджета, несет риски для экономики и противоречит заверениям властей о неизменности правил налогообложения в отрасли. Об этом ТАСС заявили эксперты из крупных инвестиционных банков и аналитических центров.

Минфин на прошлой неделе предложил изменить курс доллара, используемый для расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взяв за основу курс до девальвации рубля в конце 2014 года, что фактически приводит к увеличению налога. Предложения министерства, которые пока не обсуждались в правительстве, позволят дополнительно принести в бюджет 1,6 трлн рублей в 2016-2018 годах за счет прибыли нефтяных компаний, которые выступают против повышения налогов.

«Если зарезать корову сегодня, то следующая корова вырастет лишь через несколько лет», — прокомментировал предложения Минфина глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, назвав их «типичным временщичеством».

Нефтегазовые доходы, в основном НДПИ и пошлина на экспорт нефти, составляют около половины доходов федерального бюджета. С 2015 года правительство приняло «налоговый маневр», который перенес часть налоговой нагрузки с добычи на переработку нефти, а также планирует ввести с 2016 года новый налог на финансовый результат (НФР), который учтет инвестиции компаний в разработку сложных месторождений.

Правительство должно найти источники финансирования социальных обязательств в условиях падения цен на нефть и стагнирующей экономики до 25 октября, когда проект бюджета на 2016 год будет внесен в Государственную Думу. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что к этому времени профильные министерства должны провести расчеты и оценить эффективность предложений Минфина.

Правила игры

В Послании Федеральному Собранию в декабре 2014 года президент Владимир Путин предлагал зафиксировать и не менять действующую в России налоговую систему на ближайшие четыре года. Предложение было с энтузиазмом встречено представителями деловых кругов.

«Просто не нормально, когда правила игры меняются так часто. Ни один бизнес к этому привыкнуть не сможет, независимо от того, государственный он или частный», — считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров считает этот вопрос во многом «острополитическим».

«Обещали нефтяникам не повышать налоги после налогового маневра (введен в 2015 году — прим. ред), ведь нужна предсказуемость, чтобы на 3-5 лет планировать свои денежные потоки. В условиях турбулентных цен на нефть это особенно сложно. Поэтому ресурсы у них отбирать рискованно», — считает аналитик.

Нефтяные компании пока официально не комментируют предложения министерства, однако на условиях анонимности представители компаний утверждают, что увеличение налога приведет к сокращению инвестиций на 25-30% и, как следствие, к сокращению добычи на 10% к 2020 году. В стратегических планах добыча нефти в РФ должна держаться на уровне 525 млн тонн.

Нестеров отмечает, что нефтяники могут снизить свои капитальные вложения достаточно резко уже в рублевом выражении, а это может означать заморозку ряда пробных проектов, в частности в Западной Сибири.

«Итогом может быть падение операционной и чистой прибыли на десятки процентов, а затем и падение добычи. А через пару лет придется снова давать льготы, чтобы простимулировать нефтяников», — отмечает эксперт.

Нельзя жить на старом багаже

Не столь категоричен Полищук, который считает, что новаторство Минфина вряд ли приведет к существенному падению добычи в 2016 году. Он оценил возможное падение добычи в 2016 году в 1%, но предупредил, что в среднесрочной перспективе падение может быть более существенным.

В свою очередь Симонов напомнил, что основную часть добычи дают месторождения Западной Сибири, но для поддержания ее уровня необходимо освоение новых месторождений в новых регионах.

«Нельзя жить на старом багаже: на месторождениях, которые были введены в эксплуатацию еще в советское время. Но при такой налоговой политике трудно ждать освоения гринфилдов в новых регионах», — утверждает глава фонда.

Нестеров уверен, что новая инициатива Минфина по НДПИ в нефтяной отрасли вряд ли может быть принята правительством в полном объеме. «На взгляд Минфина, у нефтяников есть пусть не избыточные, но те доходы, которые можно привлечь к пополнению доходов бюджета. В целом вопрос не простой, скорее всего, в полном объеме эти предложения Минфина не пройдут», — сказал он. Все-таки «дойную корову» резать пока рано", — подытожил Нестеров.

Компромисс, который ожидают обе стороны спора, должен быть выработан после совещания по бюджетным проектировкам на 2016 год, которое состоится во вторник у президента РФ Владимира Путина.

Авторы: Мария Татевосова, Василий Милькин

Источник: ТАСС, 21.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики