Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > ФНЭБ провел круглый стол по проблемам МСП в сфере ТЭК

ФНЭБ провел круглый стол по проблемам МСП в сфере ТЭК

Госкомпании и МСП: партнерство во имя роста 

28 сентября 2015 года Фонд национальной энергетической безопасности и Министерство экономического развития Российской Федерации провели круглый стол «Расширение участия субъектов малого и среднего бизнеса в производстве инновационных и импортозамещающих товаров и услуг для компаний ТЭК: как не превратить благую идею в профанацию».

В дискуссии приняли участие представители профильных министерств, Совета Федерации, государственных корпораций, Общероссийского народного фронта, Агентства стратегических инициатив, объединения предпринимателей «ОПОРА России», Торгово-промышленной палаты, субъекты малого и среднего бизнеса, отраслевые эксперты.

Участники обсуждения отметили актуальность темы взаимодействия малого и среднего предпринимательства (МСП) с госкомпаниями, которым в соответствии с нововведениями в российском законодательстве вменяется участие в развитии предприятий малого и среднего бизнеса. Возможным инструментом развития МСП является взаимодействие с крупными госкомпаниями за счет формирования вокруг них целых кластеров производителей товаров и услуг.

Директор департамента Министерства экономического развития Наталья Ларионова отметила, что перед правительством России стоит уникальная задача – поиск нового двигателя в условиях затухающего экономического роста. Во всем мире основой экономики являются предприятия малого и среднего предпринимательства. К тому же, очевидна тенденция отказа от формирования крупных заводов и корпораций. Этот мировой тренд связан с оптимизацией производства и с сокращением издержек.

Что касается государственных компаний, подчеркнула г-жа Ларионова, то правительство как мажоритарный их собственник вправе ставить перед ними задачи достижения не только и не столько экономической выгоды, но, в частности, создания кластеров поставщиков из числа малых и средних компаний, чтобы существенно повысить долю МСП в структуре ВВП страны.

По словам директор департамента Минэкономразвития, параллельно с директивной работой, которая обязывает госкомпании проводить закупки в соответствии с установленной квотой для субъектов МСП (10% напрямую плюс 8% через субподряды), министерство видит свою роль в выстраивании «инфраструктуры партнерства» для кооперации крупных государственных компаний с малыми и средними предприятиями.

Заместитель руководителя проекта ОНФ «За честные закупки» Алексей Даутов отметил, что 90% средств, которые крупные компании выделяют по госзаказу, снова уходят компаниям федерального уровня, не оставляя ничего регионам. Нужна системная работа по созданию благоприятных условий для развития МСП в целом. И положительным фактом является ближайшая перспектива создания реестра МСП. Это поможет и госкомпаниям планировать свою деятельность, исходя из реальных возможностей малых и средних предприятий. В частности, как было заявлено в ходе круглого стола, "Газпром" уже сформировал обширную номенклатуру товаров и услуг для развития закупок у субъектов МСП.

По мнению г-на Даутова, малому и среднему бизнесу более уверенно участвовать в госзаказе поможет, в первую очередь, уверенность в финансовой части взаимоотношений и установление нормированных сроков исполнения контрактов.

Участники круглого стола поддержали его в этом тезисе. Стабильные и понятные «правила игры» – вот что больше всего заботит представителей бизнеса - как крупного, так и представителей МСП. Искусственные, оторванные от реалий квоты в закупках сулят снижением экономической эффективности государственных компаний и не принесут желаемых результатов в сфере развития производственного и инновационного потенциала малых и средних предприятий.

Создание механизмов доступного кредитования и снижение административных барьеров - по-прежнему наиболее актуальные проблемы для субъектов МСП, на решении которых, по мнению экспертов, могла бы ориентироваться созданная в соответствии с указом Президента РФ Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства.

По итогам Круглого стола будут подготовлены предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере взаимодействия госкомпаний с малым и средним бизнесом, повышения гибкости системы, оптимизации системы квотирования, создания адекватной системы учета,  эволюционного развития субъектов МСП, способных поставлять качественную продукцию по конкурентоспособным ценам, что в комплексе позволит выполнить задачи, поставленные  Президентом и Правительством РФ.

 

 

 

 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики