Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Набор антимонопольных претензий ЕК к Газпрому выглядит надуманным и лишенным экономических и юридических оснований

Набор антимонопольных претензий ЕК к Газпрому выглядит надуманным и лишенным экономических и юридических оснований

Газпром не признает своей вины по антимонопольным претензиям Еврокомиссии. Об этом заявил заместитель председателя правления холдинга Александр Медведев. Ответ на предъявленные обвинения Газпром направил ЕК в понедельник, 28 сентября. Газпром предлагает варианты урегулирования, «которые могут устранить их озабоченность — без признания вины».

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности:

Это дело с самого начала было политическим с элементами скандального шоу. Еще в сентябре 2011 года офицеры антимонопольной службы Еврокомиссии в количестве двух сотен человек нагрянули одновременно в офисы компаний группы «Газпром» и их партнеров в 10 странах Восточной и Центральной Европы. Эдакое маски-шоу по-европейски. Через год возбудили дело. Еще через год расследование было официально завершено, однако выставление официальных претензий к Газпрому постоянно откладывалось. Более полутора лет (два отопительных сезона) Еврокомиссия не выдвигала претензий, сменился даже комиссар по конкуренции — вместо Альмунии была назначена Вестагер. В итоге statement of objections (заявление возражения) было направлено Газпрому весной 2015 года в разгар политического похолодания между Россией и Западом, но уже после того как очередная зима была пройдена.

Сам набор претензий выглядит надуманным и лишенным экономических и юридических оснований. Среди них нет реальных фактов нарушения европейского законодательства о конкуренции. Более того, именно инвестиции Газпрома совместно с партнерами в развитие инфраструктуры на территории Германии и Чехии в последние годы немало способствовали интеграции рынка ЕС, трансграничных перетоков газа и торговли.

Думаю, что реального наказания российской компании не будет. Стороны ведут консультации о том, как выйти из процесса с сохранением лица для Еврокомиссии и в то же время без ущерба интересам Газпрома как добросовестного и надежного поставщика газа на рынки стран ЕС.

Обвинения были выставлены почти полгода назад. Сейчас наоборот идет процесс диалога Газпрома с директоратом по конкуренции об урегулировании претензий. И, похоже, это улица с двусторонним движением. Г-жа Вестагер уже дважды продлевала сроки предоставления официального ответа со стороны российской компании, проводя при этом интенсивные неформальные консультации. Сейчас официальный ответ Газпрома направлен в Еврокомиссию. Его подробности не раскрываются, но заявлено, что Газпром подробно разъясняет ошибочность методологии ЕК при выставлении претензий по ограничению конкуренции и завышении цен на газ. При этом российская компания предлагает продолжить поиск взаимоприемлемого решения.

Я расцениваю шансы выйти из этого спора с минимальными потерями для обеих сторон как достаточно большие, учитывая достижение договоренностей по украинскому транзиту и другие позитивные процессы в сфере газового диалога. Если, разумеется, не произойдет политического вмешательства извне.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 29.09.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики