Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зачем нужна Энергетическая стратегия?

Зачем нужна Энергетическая стратегия?

– Смею предположить, что энергетические стратегии пишутся, дабы обозначить государственное видение развития энергетического сектора. Но что получается на практике?  К моменту утверждения очередной Энергостратегии ситуация в мире и России меняется настолько, что сразу же требуется разрабатывать новую версию.

Достаточно вспомнить кризис 2008 года или «сланцевую революцию» в США. С Энергостратегией-2035 произошло то же самое: едва полтора года назад её начали обсуждать, как случилось присоединение Крыма. И стало понятно, что документ нужно вновь переделывать, как минимум потому, что добавился новый субъект Российской Федерации. Да и экономическая ситуация изменилась, так как Запад ввёл против России экономические санкции.

Но слабость Энергостратегии не только в том, что она не поспевает за жизнью. А в том, что вообще не очень понятно, что это такое по сути. Энергостратегия – это прогноз, экстраполяция нынешней ситуации, закономерностей в энергетике в России и мире на ближайшие 20 лет? Либо это план действий для российской энергетической отрасли, то есть то, что мы хотим получить в итоге? Говоря другими словами, – это поисковый или нормативный прогноз?

Текущий вариант Энергостратегии ответа на этот вопрос не даёт. Это вроде как прогноз. Но там есть некоторые цели. А если есть цели, то хочется спросить: у нас рыночная или плановая экономика? Если рыночная, то как мы можем заставить игроков рынка выполнять задачи, которые поставлены этим документом?

Надо понимать, что на практике эти стратегии в компаниях мало кто читает. Да, написали, что хотим развивать то-то там-то и там-то. Но без стимулов компании не будут этого делать – хоть сто раз пропиши в разных документах. Более того, даже госкомпании игнорируют Энергостратегию, руководствуясь, скорее, соображениями своего менеджмента.

Возникает вопрос: зачем вообще нужна Энергетическая стратегия? Чтобы создать иллюзию, что у нас всё под контролем? На неофита такой документ, может, и произведёт впечатление, но все, кто работает в энергетике, понимают, как на самом деле функционирует отрасль. Отказаться от стратегии тоже нельзя: поднимется шум, мол, всё настолько плохо, что даже отвергли «самый главный документ отрасли»!

Чтобы сделать Энергостратегию более полезной, может быть, стоит разбить её на несколько частей? Отдельно написать прогноз развития энергетики России и мира, прописав там возможные сценарии. И отдельно сформулировать цели игрокам отрасли, стимулы для их достижения и добиваться их исполнения.

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: Peretok.ru, 05.10.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики