Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выделением из Газпрома транспортной составляющей проблему прозрачности тарифообразования не решить

Выделением из Газпрома транспортной составляющей проблему прозрачности тарифообразования не решить

Транспортная составляющая может быть выделена из «Газпрома» — с таким предложением ФАС обратится к президентской комиссии по ТЭК. Как пишет РБК, это поможет получить прозрачное тарифообразование. Идея изначально принадлежала «Роснефти».

Игорь Юшковведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:

Если предложение ФАС будет реализовано, то это будет иметь катастрофические последствия. Теоретически декларируется выделение из Газпрома транспортной составляющей, якобы это поможет увеличить прозрачность в тарифообразовании. И тогда, мол, все увидят, что Газпром личные траты записывает в расходы на транспортировку. И если убрать такую возможность, то и тарифы понизятся.

В реальности же речь идет совсем о другом, а именно о реструктуризации Газпрома с выделением его газотранспортной составляющей, некоей компанией «Трансгаз». А там и до аналогии – «сделаем как в нефтяной отрасли!» – рукой подать. Это значит, что экспорт разрешен всем, а пресловутый Трансгаз только транспортировкой занимается. Остальные же части реструктуризованного Газпрома купит Роснефть, Новатэк или Лукойл.

Думаю, что за предложением ФАС стоит как раз этот вариант – реформирования всей газовой отрасли. Но в нынешних условиях это делать довольно опасно. Потому что в итоге выделится транспортная составляющая, которую не на что будет развивать. Сейчас Газпром финансирует уже имеющиеся газопроводы и строительство новых только за счет того, что направляет на эти цели получаемые им экспортные деньги. А Трансгазу, если его создадут, просто неоткуда будет взять деньги на строительство, например, гигантской системы по типу «Силы Сибири». Реализация таких проектов станет невозможной. Это одно из последствий. Второе: если экспортом займутся все желающие, то компании будут конкурировать внутри страны между собой, понижая стоимость, а за ней снизится и пошлина, а в итоге государство недополучит деньги в бюджет. Такой шаг в условиях кризиса навряд ли стоит делать. Не думаю, что стоит реализовывать предложение ФАС, так как подобным образом проблему прозрачности тарифообразования не решить. И говорить, что кого-то дискриминируют и не пускают в трубу, не надо – нет такого. Любой газовик сегодня скажет, что ни Роснефть, ни Новатэк проблем с допуском в трубу не имеют.

Чтобы повысить прозрачность в тарифообразовании, надо выстраивать конкурентную среду внутри отрасли. Во-первых, нужно разрешить Газпрому давать скидку потребителям от того уровня тарифов, что устанавливает ФАС. Сейчас ведь Газпром выдавливается из наиболее привлекательных регионов – тех, что ближе к Ямалу. Потому что независимые производители – фактически это два игрока: Новатэк и Роснефть – приходят в ближайшие регионы, например Свердловскую или Челябинскую область, и предлагает газ на рубль дешевле, чем продает Газпром по тарифам ФАС. Если обеспечить нормальную конкуренцию, то экономика получит более дешевый газ. Во-вторых, нужно диверсифицировать тарифы на прокачку. Сейчас выгодно транспортировать только в ближайшие регионы, а в дальние нет – придется много платить за транспортировку. Но если установить зависимость тарифа от расстояния, чтобы, чем дальше, тем ниже ставка. Вот тогда прозрачности в тарифообразовании больше прибавится, чем от реструктуризации Газпрома.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 06.10.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики