Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выделением из Газпрома транспортной составляющей проблему прозрачности тарифообразования не решить

Выделением из Газпрома транспортной составляющей проблему прозрачности тарифообразования не решить

Транспортная составляющая может быть выделена из «Газпрома» — с таким предложением ФАС обратится к президентской комиссии по ТЭК. Как пишет РБК, это поможет получить прозрачное тарифообразование. Идея изначально принадлежала «Роснефти».

Игорь Юшковведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:

Если предложение ФАС будет реализовано, то это будет иметь катастрофические последствия. Теоретически декларируется выделение из Газпрома транспортной составляющей, якобы это поможет увеличить прозрачность в тарифообразовании. И тогда, мол, все увидят, что Газпром личные траты записывает в расходы на транспортировку. И если убрать такую возможность, то и тарифы понизятся.

В реальности же речь идет совсем о другом, а именно о реструктуризации Газпрома с выделением его газотранспортной составляющей, некоей компанией «Трансгаз». А там и до аналогии – «сделаем как в нефтяной отрасли!» – рукой подать. Это значит, что экспорт разрешен всем, а пресловутый Трансгаз только транспортировкой занимается. Остальные же части реструктуризованного Газпрома купит Роснефть, Новатэк или Лукойл.

Думаю, что за предложением ФАС стоит как раз этот вариант – реформирования всей газовой отрасли. Но в нынешних условиях это делать довольно опасно. Потому что в итоге выделится транспортная составляющая, которую не на что будет развивать. Сейчас Газпром финансирует уже имеющиеся газопроводы и строительство новых только за счет того, что направляет на эти цели получаемые им экспортные деньги. А Трансгазу, если его создадут, просто неоткуда будет взять деньги на строительство, например, гигантской системы по типу «Силы Сибири». Реализация таких проектов станет невозможной. Это одно из последствий. Второе: если экспортом займутся все желающие, то компании будут конкурировать внутри страны между собой, понижая стоимость, а за ней снизится и пошлина, а в итоге государство недополучит деньги в бюджет. Такой шаг в условиях кризиса навряд ли стоит делать. Не думаю, что стоит реализовывать предложение ФАС, так как подобным образом проблему прозрачности тарифообразования не решить. И говорить, что кого-то дискриминируют и не пускают в трубу, не надо – нет такого. Любой газовик сегодня скажет, что ни Роснефть, ни Новатэк проблем с допуском в трубу не имеют.

Чтобы повысить прозрачность в тарифообразовании, надо выстраивать конкурентную среду внутри отрасли. Во-первых, нужно разрешить Газпрому давать скидку потребителям от того уровня тарифов, что устанавливает ФАС. Сейчас ведь Газпром выдавливается из наиболее привлекательных регионов – тех, что ближе к Ямалу. Потому что независимые производители – фактически это два игрока: Новатэк и Роснефть – приходят в ближайшие регионы, например Свердловскую или Челябинскую область, и предлагает газ на рубль дешевле, чем продает Газпром по тарифам ФАС. Если обеспечить нормальную конкуренцию, то экономика получит более дешевый газ. Во-вторых, нужно диверсифицировать тарифы на прокачку. Сейчас выгодно транспортировать только в ближайшие регионы, а в дальние нет – придется много платить за транспортировку. Но если установить зависимость тарифа от расстояния, чтобы, чем дальше, тем ниже ставка. Вот тогда прозрачности в тарифообразовании больше прибавится, чем от реструктуризации Газпрома.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 06.10.2015


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики