Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нужно ли бороться за нефтяные рынки

Нужно ли бороться за нефтяные рынки

Зачем Игорь Сечин ввязывается в ценовую войну с Саудовской Аравией

Продолжает обостряться конкуренция на мировых рынках нефти и газа, цены на которые за последний год обвалились вдвое, в том числе из-за переизбытка предложения. Причина переизбытка — так называемая сланцевая революция в США, в результате чего в Техасе стали добывать гораздо больше относительно дешевой нефти.

А вот причина падения цен заключается в том, что Саудовская Аравия, бюджет которой на 90% формируется из нефтяных доходов, решила выдавить с рынка новых и уже действующих конкурентов. В их числе, как недавно выяснилось, значится и Россия.

В сентябре арабы начали поставлять нефть на наш традиционный рынок — польский. И хотя объемы поставок невелики, российские «нефтяные генералы» забили тревогу. Ведь в Польшу мы поставляем 75% объемов нефти, требующейся этой стране, и ценовая конкуренция может влететь в копеечку.

Президент «Роснефти» Игорь Сечин уже пообещал, что компания проявит гибкость и смекалку в борьбе за сохранение доли на традиционных рынках. Между строк читаем: «Мы готовы и дальше снижать цены вопреки всему». При этом не стоит забывать, что трубопроводная нефть, которую поставляет РФ, — это, в отличие от саудовских танкеров, стабильный источник поставок, да и европейские НПЗ «настроены» на нашу нефть с технологической точки зрения. Есть ли поводы опасаться вытеснения с рынка, который должен быть нашим с точки зрения географии и здравого смысла?

Борьба против себя самих

Опасения Сечина небеспочвенны, так как пару десятилетий назад европейский рынок был для саудитов основным, но уже долгие годы доля поставок туда является крайне незначительной. При этом поставки из России оставались стабильными и даже увеличивались. Это касалось как нефти, так и нефтепродуктов: бензинов и дизеля, которые на европейских НПЗ дополнительно очищают и продают в разы дороже.

Главный вопрос, которым задаются участники рынка, заключается в том, насколько большой у арабов ресурс выживания в условиях низких цен на нефть. По сути, этот определяется лишь величиной их резервного фонда, скопленного во время высоких цен. Речь идет о сумме порядка $700 млрд, но вряд ли арабы готовы тратить ее до полного исчерпания. При этом некоторые эксперты уже предрекают полное исчерпание избытка предложения нефти на рынке, а сегодня это порядка 2 млн баррелей в день, к 2017 году. Но даже в этом случае нам предстоит два года жесткой ценовой конкуренции. Правда, возникает вопрос: а зачем расходовать свои резервы на никому не нужные ценовые войны? Ведь единственной стороной, которая от этого выиграет, окажутся потребители — государства Запада.

Суета вокруг Варшавы

Рынок нефти сравнительно прост и консервативен. Единственной возможностью сохранения своей доли на нем для «Роснефти» и других нефтяных компаний может стать предоставление скидки потребителям.

«Сечин говорит о том, что "Роснефть" может предложить польской компании PKN Orlen (владеет НПЗ в Плоцке и Мажейкским НПЗ в Литве; на эти заводы и поставляется нефть Саудовской Аравии) более низкие цены, чем арабы», — отмечает аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Также нужно учитывать, что нынешние поставки саудовской нефти в Польшу производятся по краткосрочному контракту (один из нефтяных трейдеров не смог реализовать намеченные объемы нефти в Азии, и саудитам прошлось продавать их на розничном рынке). Поэтому тревогу бить еще рано.

По мнению Юшкова, кроме варианта со снижением цены для потребителя, есть еще один путь вытеснения Саудовской Аравии с польского НПЗ — это покупка долей в самом НПЗ. Однако политические отношения Москвы и Варшавы таковы, что последняя всячески старается не допустить подобных сделок.

Дуем на нефть

Получается, что глава крупнейшей в РФ нефтяной компании мог преувеличить риски потери одного из ключевых рынков. Ведь саудиты не подписывали долгосрочный контракт с PKN Orlen на поставку нефти в Польшу, а у «Роснефти» есть контракт с ней на поставку до 2016 года, а также среднесрочный контракт, истекающий в декабре 2016-го; и, вероятнее всего, он будет продлен. К тому же стоит учитывать, что польские НПЗ еще с советского времени настроены на переработку именно нашей нефти с ее конкретными характеристиками и переход на переработку более легкой и менее сернистой саудовской нефти потребует и времени, и средств.

Вероятнее всего, после исполнения краткосрочных контрактов с Польшей Саудовская Аравия вновь вернется на азиатский рынок, а «Роснефть» останется поставщиком в Польшу. А вот если PKN Orlen и Саудовская Аравия все же подпишут долгосрочный контракт на поставки после 2016 года, тогда действительно можно будет говорить о войне за рынки сбыта.

Старые грабли впереди

Вопрос о сокращении избытка предложения зависит от действий Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и конкретных членов картеля, а также от того, насколько сократят инвестиции производители нефти в США. Инвестиции уже уменьшаются, но добыча практически не падает. «Ценовая война продлится до тех пор, пока рынок не сбалансируется за счет смерти тех, у кого себестоимость добычи с учетом логистики выше $55 за баррель. На это потребуется полтора-два года или больше. Не исключено, что мы вообще вступили в десятилетие низких цен, как с конца 1980-х, и дно еще впереди», — заявил в беседе с «Русской планетой» известный экономист и член экспертного совета «Деловой России» Дмитрий Голубовский. По его словам, сейчас мы рискуем допустить ту же ошибку, что и СССР, включаясь в ценовую войну, вместо того чтобы сосредоточиться на изменениях структуры экономики. «Нужно учитывать, что стоимость добычи у арабов самая низкая, валютные резервы по отношению к ВВП самые высокие, кредитный рейтинг ААА, так что они могут терпеть дольше всех», — уточняет эксперт. 

Вместо того чтобы «терпеть» и подстраиваться под колебания цен на нефть, давно пора принять пакет реальных антикризисных мер, направленных на восстановление отечественной промышленности. Одна из них — провести целевую эмиссию в пользу реального сектора, которая позволит стране без риска вызвать серьезную инфляцию или девальвацию нацвалюты реализовать целый комплекс приоритетных проектов, то есть провести системные реформы в промышленности, используя прежде всего научный, кадровый и экономический потенциал страны, а не ее недр.

Автор: Леонид Хомерики

Источник: Русская планета, 30.10.2015


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики