Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цена дружбы с США: американский СПГ превратился в головную боль Европы

Цена дружбы с США: американский СПГ превратился в головную боль Европы

Литва организует встречу с представителями американского газового гиганта Cheniere в Европарламенте 11 ноября.

Задача представителя литовской стороны, Антанаса Гуога, будет состоять в том, чтобы постараться убедить заокеанских партнеров в том, что именно они должна стать первыми экспортерами американского газа. Подобного рода оптимизм в Европе по нынешним временам уже большая редкость.

О том, кому приходится расплачиваться за политические амбиции Евросоюза, который принципиально не хочет увеличивать объемы закупки дешевого газа из России, ФБА «Экономика сегодня» рассказал Алексей Гривач, замглавы Фонда национальной энергетической безопасности.

По его словам, Европарламент – это не то место, где уместно проводить экономические переговоры, что лишний раз свидетельствует о характере этого мероприятия. Литва никак не может оказаться первым покупателем американского СПГ в Европе, даже если они заключат прямой договор.

«В рамках первой линии завода Cheniere покупателями выступают испанская Gas Natural Fenosa и французская Total, которые имеют право маркетировать газ куда угодно, в том числе в Европу.

Проблема с американским СПГ в том, что его рентабельно поставлять его на рынки сейчас достаточно проблематично, это будет с убытками для компаний, которые законтрактовали эти мощности потому что цена газа в Европе и в Азии существенно ниже, чем себестоимость закупки газа плюс расходы на его сжижение и доставку на рынке.

Цены на американском рынке сейчас упали, но как только начнется изъятие объемов газа для экспорта, эти цены будут вырастать. Это приведет к тому, что будут терять деньги либо производители, которые будут вынуждены отдавать газ намного дешевле себестоимости, либо те, кто законтрактовал эти мощности по производству сжиженного газа. Экспортируют сжиженный газ не американские компании, а европейские трейдеры, которые забронировали мощности. И они обязаны эти мощности оплатить, вне зависимости от того, будут ли они получать от этого прибыль или нет», — отмечает эксперт.

По его мнению, загрузить газовый терминал в Клайпеде можно, но это будет в полтора раза дороже. Именно о такой разнице идет речь, если не учитывать стоимость содержания самого терминала.

«Исходя из того, что мы знаем о стоимости добычи и поставок СПГ, цена российского газа должна вырасти в полтора-два раза для того, чтобы американский сжиженный газ стал конкурентоспособным по цене. Этот газ может поставляться, но поставщики будут нести убытки. Условно говоря, они будут покупать его дороже, чем продавать потребителям в Европе. Крупные компании могут себе позволить нести убытки, но в целом это убыточный проект.

Газ, который производит США, они продают на выходе с завода. И дальше его судьба становится головной болью европейских транзитеров. Они оплачивают мощности по производству СПГ, даже если им это будет не выгодно, и они будут выкупать всего 10% мощности, они будут платить как будто этот завод работает целиком», — объясняет Алексей Гривач.

Напомним, что недавно об открытии терминала по приему сжиженного газа отчиталась Эва Копач, премьер-министр Польши. 

Автор: Инна Усова

Источник: Экономика сегодня, 05.11.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики