Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» снизит до 50% долю в Nord Stream 2

«Газпром» снизит до 50% долю в Nord Stream 2

Во всех остальных трубопроводных проектах у компании не менее 51%

 

Французская Engie купит у «Газпрома» еще 1% в совместной проектной компании Nord Stream 2 AG, которая занимается реализацией проекта «Северный поток – 2», сообщил «Газпром». Доля Engie, таким образом, вырастет до 10%, а «Газпрома» – снизится до 50%. Стороны уже подписали дополнение к договору купли-продажи первоначальных 9%. Но когда будет закрыта сделка, в сообщении компании не говорится. Источник в монополии подчеркивает, что речь идет об увеличении доли только экономического участия. Представители «Газпрома» и Engie не ответили на вопросы.

Проект «Северный поток – 2» предполагает строительство двух ниток газопровода мощностью 55 млрд куб. м газа в год из России в Германию по дну Балтийского моря. В проекте также участвуют и другие европейские компании: BASF, E.On, OMV и Shell (по 10%).

До сих пор «Газпром» сохранял контроль в международных проектах, снижение доли до паритетной происходит впервые, констатирует старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова. Но доля в 51% не всегда означает действительно контроль. Например, проект «Северный поток – 1» «Газпром» указывает в отчетности как зависимое, а не дочернее общество, это значит, что в совете директоров у монополии нет большинства, говорит аналитик UBS Максим Мошков. Вряд ли «Газпрому» критически важен формальный акционерный контроль в таком совместном проекте. Ведь предполагается, что участники проекта договариваются о совместном управлении – любые односторонние действия чреваты конфликтом и, как правило, не практикуются, говорит замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. При этом вряд ли из-за паритета у партнеров возникнут проблемы по корпоративным процедурам, все вопросы будут определяться соглашением акционеров в отношении проектной компании, говорит руководитель практики международного арбитража Art de Lex Артур Зурабян.

Представитель Еврокомиссии не ответил на вопрос «Ведомостей», как изменение структуры акционеров повлияет на реализацию проекта. Он отметил лишь, что проект должен соответствовать всем нормам европейского законодательства. У «Газпрома» пока проблемы с реализацией «Северного потока – 2» из-за Третьего энергопакета (предполагает равный доступ всех независимых производителей к новой инфраструктуре), говорил министр экономического развития России Алексей Улюкаев. Но изменение структуры акционеров никак не влияет на применение норм закона, отмечает Белова.

Скорее всего, смысл сделки в том, чтобы сделать структуру акционеров максимально сбалансированной и гармоничной, полагает Гривач. Engie присоединилась к проекту последней из европейских партнеров и в то время на долю оставались только 9%, тогда как у остальных партнеров «Газпрома» были равные доли по 10%, напоминает он. В четверг, когда было объявлено о покупке, Engie с «Газпромом» как раз праздновали 40-летие поставок российского газа во Францию в Царском Селе под Санкт-Петербургом, рассказывает Гривач. Для «Газпрома» продажа 1% очень небольшая уступка, а для укрепления отношений двух компаний и европейского имиджа проекта «Северный поток – 2» это значит очень много, заключает он.

Сейчас 1% почти ничего не стоит: компании еще не инвестировали в проект, говорит Мошков. После сделки Engie увеличит долю вложений в строительство газопровода, за это компания могла, например, попросить скидку или более мягкие условия поставки, полагает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. Поставки российского газа во Францию упали с 2005 по 2014 г. почти вдвое – с 13,2 млрд до 7,1 млрд куб. м, напоминает он.

Автор: Анна Фадеева

Источник: Ведомости, 13.11.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики