Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Риски проекта «Турецкий поток» выросли в связи с изменившимся статусом Турции

Риски проекта «Турецкий поток» выросли в связи с изменившимся статусом Турции

Газпром намерен дать оценку целесообразности строительства газопровода «Турецкий поток» после того, как турецкие ВВС сбили российский военный самолет. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что «ситуация по проекту будет тщательно изучена».

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

На данный момент энергетическую сферу произошедший инцидент с самолетом ВВС России пока глубоко не затрагивает. Новый министр энергетики Турции заявил, что рассчитывает на сохранение энергетической кооперации с Россией и подвижки в этой сфере. С нашей стороны,  разумеется, сейчас переговоры по проекту «Турецкий поток» не формируются, но это не означает плана полного разрыва российско-турецких отношений. Напомню, что изначальный газотранспортный проект, который должен был заменить «Южный поток», уже сокращен «Газпромом» на половину. Пусть и в урезанном виде, но есть принципиальное понимание сторон, что магистраль будет строиться. Однако риски проекта выросли в связи с изменившимся статусом Турции, которая еще вчера утром считалась нашим стратегическим партнером. Теперь после всего произошедшего (случай со сбитым турецкими ВВС российским военным самолётом) ситуация неизбежно будет меняться. Не минует перемен и энергетический вектор в наших отношениях. Но в каком ритме и насколько кардинально, сейчас пока рано говорить. Я не готов сейчас давать какие-либо прогнозы. Развитие ситуации с «Турецким потоком», возможно, будет отсрочено на неопределенный срок. Правда, последние полгода проект и так не получал сколько-нибудь серьезных подвижек. Говорить о каком-то прорыве, который ожидался в связи с недавним формированием нового турецкого правительства, сейчас преждевременно.

Что касается потенциальных альтернатив Турецкому потоку, который должен был создать возможность «Газпрому» обходить Украину, то варианты новых маршрутов исчерпаны. Нам остается еще больше расширять балтийскую трубопроводную систему, я имею в виду Северный поток-2 (возможно, будет заявлен и Северный поток-3). Не исключено, что мы вернемся к сценарию с Болгарией, которая после отказа от Южного потока изъявляла желание через какое-то время продолжить работу по этому проекту. Как раз посмотрим на реакцию Болгарии в ближайшее время – насколько серьезны были их намерения. Так что не исключаю, что мы можем вернуться к «софийскому» сценарию, хотя шансы его не столь велики.

Думаю, если турки начнут менять каким-то образом стратегию своего политического поведения, то наши энергетические отношения возродятся. Однако сейчас об этом говорить преждевременно, так как сейчас не лучшее время для того, чтобы Москве строить стратегические планы по развитию энергокооперации с Анкарой. 

Источник: Центр энергетической экспертизы, 25.11.2015


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики