Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российская армия готовится к активным действиям в Арктике

Российская армия готовится к активным действиям в Арктике

Российские десантники в 2016 году планируют масштабные учения в районе Северного полюса. Об этом заявил представитель ВДВ России подполковник Евгений Мешков. По его словам, учения предполагают массовое десантирование личного состава и грузов в Арктической зоне. 

Подобные тренировки российская армия проводит достаточно регулярно. Так, в ходе учений весной текущего года задействовались даже военнослужащие с юга России (бригада специального назначения ЮВО). Такого в российской части Арктики не было даже в советские времена. В августе  Северный флот впервые в истории вышел на учения в Арктику, а в сентябре там стартовали учения вертолетов армейской авиации.

Ранее замминистра российского оборонного ведомства генерал Николай Панков заявил, что некоторые страны "безосновательно стремятся увеличить свои территории за счет континентального шельфа и островов Северного Ледовитого океана". Таким образом, по его словам, в Арктике формируется широкий спектр потенциальных вызовов и угроз безопасности для России.

Говоря о непосредственных угрозах для безопасности нашей страны, которые таит в себе Арктика, военный эксперт Виктор Литовкин напомнил, что через Северный полюс лежит кратчайший путь для российских и американских межконтинентальных ракет. "Поэтому системы ПРО России и США выстраиваются, в том числе, на этом рубеже. Для России важно, чтобы корабли США, которые потенциально могут перехватить наши ракеты, запущенные из Сибири, не заходили в эти воды. Кроме того, под шапкой Северного Ледовитого океана могут проходить американские подлодки с ядерными ракетами, и их нельзя подпускать к нашим берегам", - рассказал эксперт.

Есть и другие причины усиления активности России в Арктике, напрямую не связанные с обороной. По словам Виктора Литовкина, в районе Северного Ледовитого океана находится по разным оценкам от 30 до 70 мировых запасов углеводородов, драгметаллов и редкоземельных материалов. Пока добывать их технически сложно, но охранять необходимо. 

Не менее важен и транспортный аспект. Через Арктику и Северный Ледовитый океан проходит Северный морской путь. "По нему суда, например, из Шанхая в Роттердам могут добраться за две недели, тогда как через южные моря этот путь займет почти месяц. Естественно, Россия стремится заработать на этом пути, как Египет на Суэцком канале, но не просто заработать, но и обеспечить маршрут своими ледоколами, гидро- и радионавигационными приборами, маяками для четкого и безопасного прохода судов", - отметил он.

В свою очередь, ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков напомнил, что Северный морской путь вновь стал актуальным после того, как "Новатэк" начал реализовывать свой проект "Ямал СПГ". "Предполагалось, что газ с Ямала пойдет через северные моря на азиатские рынки, а для этого необходима соответствующая инфраструктура, в том числе, обновление атомных ледоколов. Они исчерпают свой ресурс к 2020-2025 году, и уже сейчас предполагается строительство как минимум трех новых ледоколов",- отметил он. 

На этом фоне создание как минимум неких спасательных/военных застав вдоль северной границы России выглядит логичным и оправданным. Это поможет оперативно доставлять все необходимое вдоль северной границы страны и показать, что это наша транспортная артерия, и мы за нее отвечаем. Дело в том, что по международному праву там могут проходить любые суда, так как это международные воды, но то государство, к границам которого они примыкают, обязано обеспечить безопасность. Опираясь на это, Россия будет настаивать на том, чтобы любую проводку судов в Арктике согласовывали с ней, поскольку вся инфраструктура у нее уже есть, и она сможет защитить свои права. 

Для этого и нужны постоянные учения, в том числе, демонстративный проход кораблей Северного флота, считает представитель ФНЭБ. По словам Виктора Литовкина, держать на арктических военных базах большие гарнизоны невозможно, но в случае необходимости нужно иметь обученных военных, чтобы их усилить. Для подготовки подходящих кадров и проводятся учения. 

Пока опасности прямого военного конфликта в арктическом регионе нет, поскольку отсутствуют определенные границы по шельфам, да и у НАТО недостаточно сил на такие маневры, полагают эксперты. Кроме того, разработка арктического шельфа в условиях текущих нефтяных цен нерентабельна. Однако через некоторое время Арктика может стать одним драйверов экономического роста в мире, и тогда интерес к ней возрастет. Последствия этого непредсказуемы, поэтому Россия стремится действовать превентивно. "Причем другие страны, у которых есть интересы в регионе, делают то же самое. Проводит учения Норвегия, китайцы строят ледоколы и проводят исследования", - добавил Игорь Юшков.

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 30.11.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики