Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сопротивление «Северному потоку-2» и дальше будет ожесточенным, но рассчитываю, что рациональный подход возобладает

Сопротивление «Северному потоку-2» и дальше будет ожесточенным, но рассчитываю, что рациональный подход возобладает

Девять стран Восточной Европы заявили о намерении блокировать проект расширения газопровода «Северный поток». Письмо от государств, выступающих против проекта, поступило в Еврокомиссию. Страны, в число которых входят Польша и Словакия, выражают опасение, что проект усилит зависимость Европы от российского газа и что он противоречит энергетической политике ЕС.

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности:

Ни у кого не было иллюзий, что в Европе (и не только в ней, кстати) найдется немало желающих торпедировать проект, который направлен на укрепление безопасности газоснабжения рынка ЕС российским топливом. Позволю себе напомнить, что часть подписантов активно выступали и против первого «Северного потока». Та же Польша обвиняла Россию и Германию во всех смертных грехах. Но уже сейчас можно однозначно говорить, что первые две нитки трубы через Балтику сыграли колоссальную роль и в укреплении безопасности поставок российского газа (такие страны как Германия, Чехия и даже Словакия могут снабжаться российским газом вне зависимости от ситуации на Украине), и даже в развитии трансграничных потоков в Центральной Европе и создании единого рынка в этой части ЕС, о чем давно ратует та же Еврокомиссия. И это было сделано на деньги инвесторов «Газпрома» и его европейских партнеров без привлечения фондов Евросоюза.

Думаю, что сопротивление и дальше будет ожесточенным, но рассчитываю, что рациональный подход, основанный на подлинных интересах европейской энергетической безопасности в части прямого доступа к надежному и долгосрочному источнику поставок самого экологически чистого ископаемого энергоносителя, возобладает.

Что касается причин появления такого письма, то часть стран просто отрабатывают линию антироссийского поведения — Польша и Прибалтийские республики. С их стороны это чистой воды оголтелая политизация энергетического сотрудничества. Литва готова переплачивать за норвежский СПГ и еще содержать дорогостоящий плавучий терминал и инфраструктуру доставки газа только бы заявить о независимости от российского газа, хотя за весь период непростых отношений Москвы и Вильнюса единственная угроза прерывания поставок была со стороны транзитера, в данном случае Белоруссии (впрочем, эта проблема была полностью решена, и после приобретения «Газпромом» «Белтрансгаза» никто о былых проблемах с белорусским транзитом даже не вспоминает). Для других стран (Словакия и Румыния) отсутствие транзита через Украину предполагает полную или частичную потерю платежей со стороны «Газпрома». Венгрия и Греция рассчитывали получить транзитный статус за счет «Турецкого потока», перспективы которого сейчас весьма туманны. Позиция Чехии, если она имеет место быть, мне вообще непонятна, поскольку Прага стала одним из главных бенефициаров от «Северного потока-1».

Проект имеет мощный и сбалансированный состав акционеров — «Газпрому» принадлежит 50%, а вторая половина распределена равными долями между крупными европейскими энергетическими компаниями — немецкими E.ON и BASF, французской Engie, англо-голландской Shell и австрийской OMV. Очевидно, что Западная Европа заинтересована в проекте, и будет стараться снизить накал политических нападок со стороны других членов ЕС.

Источник: Центр энергетической безсопасности, 02.12.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики