Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Потоку готовят заслон

Потоку готовят заслон

Страны ЕС пытаются совместными усилиями не допустить новый проект «Газпрома»

Девять европейских стран требуют включить в повестку дня саммита Евросоюза в декабре вопрос о реализации проекта «Северный поток-2». Накануне об их письме председателю Евросовета Дональду Туску написала влиятельная The Financial Times. Авторы послания опасаются, что проект усилит зависимость Европы от российского газа и что он противоречит энергетической политике ЕС. Российские эксперты полагают, что ЕС надеется на сохранение транзита через Украину.

Инициаторами обращения выступили Польша и Словакия, его поддержали Чехия, Венгрия, Румыния, Эстония, Латвия, Литва и Греция. Документ также планировала подписать Болгария, но отозвала свою подпись. В письме главе Евросовета говорится, что новый проект «Газпрома» по минимизации транзита через территорию Украины, «противоречит политике ЕС по диверсификации энергетических источников», а страны, которые согласились в нем участвовать (Германия, Австрия, Италия), «ставят свои корыстные интересы выше энергетической безопасности ЕС».

По данным Financial Times, вопрос об энергетической безопасности вполне может быть внесен в повестку дня саммита ЕС. В то же время председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер против того, чтобы проект трубопровода рассматривался в политической плоскости. Он считает, что этот вопрос относится к сфере бизнеса и должен рассматриваться только с точки зрения его соответствия правилам ЕС, пишет издание.

Проект «Северный поток-2» может стать источником трений и между ЕС и США, отмечается в статье. Белый дом указал, что проект лишит Украину 2 млрд. долларов дохода от газового транзита и МВФ, или ЕС придется компенсировать эту сумму.

Между тем на прошлой неделе официальный представитель Еврокомиссии Анна-Кайса Итконен заявила, что позиция ЕК в отношении «Северного потока-2» заключается в том, «что любой проект на территории Европейского союза должен соответствовать европейскому законодательству. Мы сейчас проверяем этот проект, очень внимательно его рассматриваем, чтобы быть уверенными, что все действительно находится в соответствии законодательству ЕС».

18 ноября зампред Еврокомиссии по Энергетическому союзу ЕС Марош Шефчович заявил, что ЕС не изменил своей позиции в отношении газопровода. «Мы принимаем к сведению проекты некоторых коммерческих предприятий установить соединение между Германией и Россией через Балтийское море, но третья и четвертая нитки «Северного потока» не позволят приобретать газ у нового поставщика. Они только повысят способность транспортировки в Европейский союз, которая сейчас используется только на 50%», – сказал тогда еврокомиссар.

Напомним, что проект «Северный поток-2» предполагает строительство двух ниток газопровода суммарной мощностью 55 млрд. кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до побережья Германии. Соглашение акционеров совместной проектной компании New European Pipeline AG, которая будет заниматься строительством газопровода, было подписано 4 сентября. На данный момент предполагается, что доли партнеров в проекте будут распределяться следующим образом: «Газпром» – 50%, BASF, E.ON, Engie, OMV, Shell – по 10%.

«Европа будет пытаться торпедировать проект через его наземные продолжения. Ведь для поставок по второй очереди «Северного потока» необходимо расширить принимающую инфраструктуру, в первую очередь – газопровод OPAL в Германии. А уже эта инфраструктура как раз подпадает под действие Третьего энергетического пакета», – пояснил глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его мнению, «Газпром» рассчитывает на то, что, когда у Европы не будет хватать газа после прекращения украинского транзита, у Еврокомиссии не останется выбора, и она даст разрешение. Ранее ЕК неоднократно требовала сохранить украинский транзит, называя отказ от него неприемлемым и ставящим под угрозу энергетическую безопасность ЕС, так как это изменит газовый баланс в Европе.

Автор: Дмитрий Докучаев

Источник: Новые Известия, 03.12.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики