Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» может поступиться экспортной монополией

«Газпром» может поступиться экспортной монополией

Если независимые производители будут нести такую же социальную нагрузку. Но до реализации идеи далеко, считают чиновники

 

Независимые производители могли бы получить право на экспорт газа, если будут выполнять функции гарантирующего поставщика топлива, рассказал на форуме «Газ России» зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев. Речь идет о газификации регионов, поддержании мощностей для покрытия зимних пиков, а также проблеме неплатежей потребителей, объяснил он. Экспортировать газ независимые производители могли бы через единый экспортный канал – «Газпром экспорт», а их доля в экспорте может быть пропорциональна доле поставок на российский рынок, уточнил Голубев. В качестве примера он привел «Новатэк», который полностью обеспечивает газом Костромскую область.

Учитывая рост доли социально значимых потребителей, вопросы неплатежей, необходимость покрытия пиков потребления и стимулирования инвестиций в газификацию, вопрос выравнивания экономических условий для всех участников рынка стал актуальным, отмечает представитель «Новатэка». Идея гарантирующих поставщиков в последнее время обсуждалась на различных совещаниях, но ни о каких «компенсациях» в виде права экспорта или льготах за исполнение функций пока никто не упоминал, говорит один из собеседников «Ведомостей».

Идея ввести институт гарантирующих поставщиков и либерализовать для них рынок обсуждалась на президентской комиссии, передал «Интерфакс» слова замминистра энергетики Кирилла Молодцова. Вопрос поднимал предправления «Новатэка» Леонид Михельсон. Но вероятность наделения гарантирующего поставщика правом экспорта чиновник оценивать не стал: «Идея здравая, но сначала нужно посмотреть концепцию, связанную с гарантирующими поставщиками газа, насколько она удовлетворит весь рынок <...> потом будем говорить, что из этой концепции мы можем вытащить для экспорта».

Пока Минэнерго ждет поручения по итогам октябрьского заседания президентской комиссии по ТЭКу. «Если правительство будет решать вопрос выравнивания экономических условий через предоставление квоты поставки газа на экспорт, мы примем участие в обсуждении», - говорит представитель «Новатэка».

Сейчас статуса гарантирующего поставщика в законодательстве о газовой отрасли нет, но такое понятие есть в электроэнергетике. Это сбытовая компания, которая обязана оказывать услугу всем потребителям региона, включая население. В газовой отрасли такие функции фактически выполняет «Газпром». Раньше статус гарантирующего поставщика предлагалось официально ввести и закрепить за «Газпромом»: обязанности у монополии были, а вот прав и льгот нет, рассказывает менеджер монополии. Но эта идея так и не была реализована: с одной стороны, институт гарантирующих поставщиков плохо зарекомендовал себя в электроэнергетике, с другой – «Газпром» окупает затраты с помощью премии на экспорте, объясняет он.

Но идея жива: конкуренты отбирают у «Газпрома» самых лакомых потребителей, оставляя только социальную нагрузку, объясняет федеральный чиновник. В 2016 г. чистый убыток «Газпрома» от поставок на внутренний рынок может составить 33,5 млрд руб., сообщил «Интерфакс» со ссылкой на начальника департамента «Газпрома» Виталия Хатькова. Концепция такая: стал самым крупным поставщиком в регионе – получай и население, рассказывает чиновник. «Газпром» это предложение поддерживает, «Новатэк» с недавних пор – тоже, добавляет он. В сложившейся системе поставок газа введение статуса гарантирующего поставок было бы логично, говорит представитель «Новатэка».

У компании сложная ситуация в Костромской области, рассказывает другой чиновник. Примерно 70% всех поставок (3,5 млрд из 4,9 млрд куб. м) приходилось на Костромскую ГРЭС «Интер РАО», но ее с 1 января будет обеспечивать газом «Роснефть». Госкомпании договорились, что с 2016 г. «Роснефть» будет поставлять газ почти на все электростанции «Интер РАО». Получается, что с 1 января «Новатэк» будет поставлять газ только населению, объясняет собеседник в одной из трех компаний.

Оптовые цены на газ, установленные ФСТ для населения области, составляют 3381 руб. за 1000 куб. м, что на 23% ниже цен для промышленности (4154 руб. за 1000 куб. м), говорит замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. Но дело не только в ценах – крупный потребитель своевременно платит, добавляет главный эксперт ЦЭП Газпромбанка Наталья Порохова. «Новатэку» придется нести и дополнительные затраты из-за неравномерного потребления, без Костромской ГРЭС бизнес-модель по поставкам в регион не работает, заключает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Представитель «Газпрома» уверяет, что его компания такую концепцию не предлагала. Логика в том, что у производителя газа, который заходит в регион и начинает поставлять газ крупным потребителям, появляется экономическая возможность снабжать газом и население, объясняет чиновник. С другой стороны, в энергостратегии до 2035 г. прописаны равные условия для участников рынка, причем не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. А учитывая, что экспортные рынки – премиальные, тема либерализации экспорта точно должна быть затронута, но в каком виде, пока не ясно, заключает он.

Автор: Алина Фадеева

Источник: Ведомости, 08.12.2015

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики