Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему в России бензин не дешевеет вслед за нефтью

Почему в России бензин не дешевеет вслед за нефтью

Сейчас у «черного золота» стоимость такая же, как в 2009 году. А топливо сбросило в цене лишь несколько десятков копеек

С 29 ноября и в первых числах декабря цены на бензоколонках страны поползли вниз, показал индекс «Петрол Плюс». Снижение небольшое - в среднем всего на 50 копеек за литр. Мелочь, конечно, но факт. Данные Российского топливного союза подтверждают - мизерное снижение цен есть. Так что, и у нас бензин может дешеветь вслед за дешевеющей нефтью?

ВРЕМЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

- Вряд ли можно назвать это снижение цен системным. Это явно не перелом тренда в сторону удешевления. Если учитывать результаты исследований за большие периоды времени, цены будут продолжать расти, - объясняет Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности.

- Я не исключаю и того, что нефтяники услышали слова Игоря Артемьева (глава Федеральной антимонопольной службы высказывался о недопустимости завышения цен на бензин, - прим. ред.), поэтому решили быть осторожнее и сдержать динамику роста цен. Ну и сезонную затоваренность на бирже тоже нужно учитывать: уборка урожая закончилась, спрос на топливо снизился, вот и цены стабилизировались.

Цифры подтверждают выводы аналитика: до конца ноября стоимость литра топлива оставалась стабильной. Росстат отметил, что за последнюю неделю ноября цены на автомобильный бензин снизились на 0,1%, а на дизельное топливо выросли на 0,1%. Копейка с десяти рублей - это чепуха, можно не замечать. Если же брать динамику изменения цен на топливо за весь текущий год, то оно подорожало примерно на 5%. Это ниже инфляции (по данным Росстата, она составляет 8,5%), вице-премьер РФ Аркадий Дворкович считает такое повышение незначительным.

- Это умеренный рост, причем большая часть этого роста объясняется ростом налогообложения бензина, и эти дополнительные налоги идут на ремонт и реконструкцию автомобильных дорог. Увязка здесь четкая, все 100% этих денег используется именно на эти цели. То же самое будет и в 2016 году, - это слова из выступления вице-премьера во время недавнего правительственного часа в Госдуме.

ПОЧЕМУ РАСТЕТ НАЛОГ

- В нашей стране в стоимости бензина цена самой нефти имеет небольшую долю, издержки на добычу и переработку - это лишь 15-20%, а доля налогов, напротив, велика. Примерно 60-65% стоимости - это как раз налоги. НДС и НДПИ (соответственно, налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых, - прим. ред.) - самые значительные из них. Поэтому цена на бензин в России практически не связана с мировой ценой на нефть, - комментирует Никита Крупенский, старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ.

- В США, например, структура стоимости другая: там доля налогов в цене бензина составляет 15-20%, поэтому при дешевеющей нефти у них заметно снижается и цена бензина на АЗС.

Еще один момент: с недавних пор в России применили так называемый налоговый маневр, он снизил экспортные пошлины при вывозе нефти, но увеличил налог на добычу полезных ископаемых.

- Изначально планировалось, что налоговый маневр не станет причиной критических изменений в налоговой нагрузке на нефтяную отрасль, просто в одном месте убавится, а в другом - прибудет. Но это было до падения мировых цен на нефть, и такой баланс возможен при цене на нефть на уровне 100 долларов за баррель, - говорит Никита Крупенский.

- Размер НДПИ зависит от мировых цен на российскую нефть, и при падении ее цены налог возрастает. Получается, налоговая нагрузка на нефтяные компании растет, и они пытаются компенсировать эти затраты ростом цен на бензин в России. Поэтому топливо постепенно продолжает дорожать, хотя цены на нефть вновь снижаются.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Пока автомобилисты возмущаются тем, что нефть дешевеет, а бензин практически нет, нефтяники гнут свою линию. Для них нефть и ее производные, включая бензин, - это валютный товар. И из-за сильного роста курса валют в прошлом году цена бензина у нас в стране, если измерять ее в долларах или евро, не поднялась. Наоборот, она снизилась, то есть в их понимании бензин не подорожал, а подешевел. Потому рост цен, с их точки зрения, полностью оправдан.

Однако, есть ряд факторов, благодаря которому подорожание бензина в будущем году будет сдерживаться.

- Рост цен на моторное топливо будет незначительным и не должен выйти за рамки официальной инфляции. Об этом неоднократно заявляли высокие чиновники. Кроме того, 2016-й - год выборов, и с нефтяниками договорятся, чтобы они сдерживали рост цен на бензин, - прогнозирует Александр Пасечник.

КСТАТИ

Переход на «Евро-5» откладывается

Планировалось, что требования заработают с 1 января. Но как поясняют чиновники, заводы по переработке нефти пока не готовы производить бензин категории «Евро-5» в нужном количестве, и отказ от продажи топлива четвертого класса мог бы привести к дефициту в несколько миллионов тонн, а значит и к росту цен.

- Полное перевооружение нефтеперерабатывающих предприятий на выпуск топлива высокого экологического класса потребует приобретения импортного оборудования, и эти расходы приведут к росту издержек при переработке нефти, то есть тоже могут способствовать росту цен на моторное топливо, - комментирует Никита Крупенский из Высшей школы экономики.

Переход на «Евро-5» перенесен на 1 июля 2016 года.

Автор: Андрей Гречанник

Источник: Комсомольская правда, 09.12.2015


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики