Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политика заставляет «Газпром» каждый раз пересматривать планы по строительству трубопроводов

Политика заставляет «Газпром» каждый раз пересматривать планы по строительству трубопроводов

До сих пор непонятно, какой из его проектов будет в итоге реализован

Для «Газпрома» 2015 год стал годом громких заявлений. Это провозглашение ряда новых трубопроводных экспортных проектов, заявления об изменении глобальной стратегии, о «развороте на восток».

В январе предправления монополии Алексей Миллер сказал, что новый газопровод «Турецкий поток» – это «единственный маршрут», по которому в Европу будут поставляться 63 млрд куб. м газа в год, «идущие сейчас пока транзитом через Украину», и «других вариантов нет». Проект заменил «Южный поток», который Россия отказалась реализовывать из-за противодействия ему европейских стран, говорил президент Владимир Путин.

«Газпром» давно мечтает не зависеть от транзита через Украину. Это может произойти уже с 1 января 2020 г., заявляло руководство концерна, но ближе к концу года стало более мягким в своих высказываниях и отмечало, что «минимальный объем» транзита может сохраниться и после 2020 г. А после того как «Турецкий поток» фактически был заморожен из-за охлаждения отношений с Турцией, Путин сказал, что «не уверен» в целесообразности прекращения транзита.

Бюджет проектов

В «Турецкий поток» «Газпром» вложил уже более 500 млрд руб. Стоимость «Северного потока – 2» – 9,9 млрд евро, «Силы Сибири» – $55–70 млрд. В 2008–2014 гг. он потратил 2,4 трлн руб. на невостребованные проекты (подсчеты «Ведомостей»).

Продление контракта с Украиной после 2020 г. «маловероятно», считает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач: «Это очень сложно будет сделать на приемлемых для России условиях. Только если украинская сторона подпишет документ под давлением Евросоюза. Власть на Украине на данный момент остается такой же недоговороспособной и неконструктивной». С другой стороны, Россия может предложить Европе сохранить транзит через Украину, но нового газа, т. е. дополнительных закупок.

Старший аналитик Vygon Consulting Мария Белова не исключает, что проект поставок газа в страны Южной, Юго-Восточной и Центральной Европы по дну Черного моря [«Турецкий поток»] может быть реализован «в том или ином виде». В числе аргументов «за» – уже сделаны огромные инвестиции в создание Южного газового коридора на территории России (см. врез).

Турция уже практически потеряла шанс стать транзитером российского газа, считает Гривач. Если проект и будет возобновлен, то речь будет идти максимум об одной ветке.

На смену «Турецкого потока» пришел «Северный поток – 2» (его поддерживает Германия, но против – девять европейских стран). «Вокруг него будет много политических спекуляций и попыток сорвать. Но у проекта есть фундаментальные причины для его реализации – это истощение запасов углеводородов в Северо-Западной Европе», – говорит Гривач. «Есть положительный опыт первого «Северного потока», и можно надеяться на то, что на этот раз политика не помешает бизнесу», – полагает Белова, но добавляет, что сроки строительства могут быть изменены.

На фоне обострения отношений с Европой «Газпром» надеется на восточных соседей. Однако за 2015 г. стало понятно, что Китай не изменит своим традициям долгих и изматывающих переговоров. 2016 год вряд ли станет определяющим в отношениях с Китаем, считают эксперты. Но текущий уровень цен на энергоносители может все же повлиять на скорое подписание газовых контрактов. «Для покупателя психологически легче подписать новые контракты в периоды низких цен на нефть», – говорит Гривач.

Автор: Мария Тодорова

Источник: Ведомости, 24.12.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики