Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Саудиты не могут повлиять на нефтяные цены через регулирование добычи»

«Саудиты не могут повлиять на нефтяные цены через регулирование добычи»

Саудовская Аравия не будет менять свою стратегию в области добычи черного золота, заявил министр нефти королевства Али бен Ибрагим ан-Нуайми. Об этом пишет газета The Wall Street Journal. О том, насколько геополитика влияет на ценообразование в этой сфере, рассуждает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Нефтяные цены ввергают в печаль не только нас. Ситуация у многих стран Ближнего Востока еще тяжелее. Саудовская Аравия будет иметь бездефицитный бюджет при цене на нефть выше $100 за баррель. А если не сокращать расходы и не наращивать доходы, то резервы будут проедены уже к 2019-2020 годам.

Многие думают, что саудиты будут наращивать доходы путем сокращения добычи с целью повышения цен и удивляются, почему же саудиты все делают наоборот. Но это если упрямо придерживаться рыночных трактовок ценообразования на нефтяном рынке и рассказывать истории, как перепроизводство нефти тянет цены вниз. Это, кстати, и рождает конспирологичские версии. Ну вроде той, что саудиты хотят убить американские сланцевые проекты и заодно и нас.

Вы всегда будете приписывать саудитам тайные умыслы. Если не поймете то, что сами саудиты давно поняли. Они никак не могут повлиять на нефтяные цены через регулирование добычи. Потому что нефть уже не является обычным товаром, и цена на него формируется, скажем, через приток или отток денег на рынке фьючерсов или через колебания курса доллара. Прозрели саудиты еще в начале 80-х, когда они обвалили добычу, а цена продолжала падать, как из-за нефти Северного моря, так и из-за колебаний курса доллара. Вот это было настоящим откровением. И только во второй половине 80-х саудиты стали добычу наращивать, чтобы банально заработать на объеме. Что можно сделать, обладая дешевой по себестоимости нефтью. Этот же фокус они пытаются проделать и сейчас.

Однако нефть дешевеет слишком резко, и объемы уже не спасают. Что же делать? Вроде бы саудиты нашли решение — резать расходы. Проблема в том, что они только-только выросли, причем серьезно. Причины две. Первая — «арабская весна», заставившая Эр-Рияд резко нарастить социальные расходы, чтобы решить проблему неграждан, генерирующих определенные социальные риски. Вторая — война, в которой де-факто участвует Саудовская Аравия и которую на самом деле она во многом и спровоцировала. Саудитам приходится финансировать различные группировки и армии, которые воюют в Йемене, Сирии, Ираке. Может ли Саудовская Аравия в этих условиях позволить себе сокращение расходов? Сильно сомневаюсь.

Есть ли другой путь? Есть — повышать градус напряженности в регионе. Саудиты не могут повлиять на цены через махинации с добычей, а вот через войну как раз могут. В этом же заинтересован и их кровный враг — Иран, который с такими ценами вообще лишается всех бонусов от снятия санкций. Какой в этом смысл, если никаких инвестиций не будет? Вот говорят, что геополитика ушла из нефтяных цен. Посмотрим в 2016 году, так ли это.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 31.12.2015


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики