Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Татнефть» подбирается к иранской нефти

«Татнефть» подбирается к иранской нефти

Россия и Иран подтвердили взаимные интересы в нефтяных проектах

Компания «Татнефть» подписала меморандум о взаимопонимании с Национальной нефтяной компанией Ирана (NIOC) и Фондом обездоленных Ирана. Соглашение, детали которого не раскрываются, позволит российской компании закрепиться на иранском рынке нефти, указывается в пресс-релизе правительства Татарстана. Аналитики полагают, что речь идет об участии «Татнефти» в разработке трех месторождений в Исламской Республике, о чем стороны уже вели переговоры в июне.

Mostazafan & Janbazan Foundation (Фонд обездоленных и ветеранов войны Ирана) — негосударственный фонд, созданный в 1979 году для реализации социальных программ. Управляет приблизительно 400 компаниями в пищевой, химической и нефтехимической промышленности, металлургии, строительстве, сельском хозяйстве, туризме. Особый юридический статус фонда позволяет ему напрямую сотрудничать с иностранными компаниями. Его годовой оборот превышает 5 млрд долл. National Iranian Oil Company (NIOC) — государственная компания с запасами нефти и газа соответственно 137 млрд барр. и 28,17 трлн куб. м.

«Татнефть» не оставляет попытки закрепиться на иранском нефтяном рынке. Как сообщила вчера пресс-служба правительства Татарстана, между российской компанией и иранской стороной в лице NIOC и Фондом обездоленных Ирана был подписан меморандум о взаимопонимании. Соглашение «даст возможность российской компании присутствовать на нефтяном рынке Ирана, откроет новые перспективы для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества», — говорится в сообщении. Представители «Татнефти» вчера были недоступны для комментариев.

Напомним, «Татнефть» пришла на иранский рынок еще в 2002 году. Тогда был заключен договор с Институтом нефти Ирана о продаже технологий и оборудования для нефтепереработки, а также контракт стоимостью 1 млн долл. на проведение испытаний по повышению нефтеотдачи пластов. Через год компания начала сейсмические исследования на одном из иранских месторождений и занялась поиском пресных вод.

В 2005 году «Татнефть» и Фонд обездоленных создали СП «ПарсТат» (Pars Tatneft Kish). Цель предприятия — участие в проектах по разведке и разработке нефтяных месторождений. При этом предполагалось, что российская компания инвестирует в нефтедобычу 500 млн долл. Однако за три года существования СП ей не удалось обеспечить заключения ни одного контракта.

Как уже писала РБК daily, в июне иранские СМИ сообщали, что «Татнефть», Министерство нефти Ирана и фонд провели переговоры о совместной работе по нефтедобыче на трех месторождениях в провинциях Чехармехаль и Бахтиярия, Кохгилуйе и Бойерахмед. В то время министр нефти страны Голям Хоссейн Нозари заявлял, что на новых месторождениях предстоит провести сейсмическую разведку, пробурить скважины и, наконец, определить экономическую выгоду разработки месторождений. О возможных объемах нефтедобычи на этих территориях не сообщалось.

Аналитик ИГ «КапиталЪ» Виталий Крюков не исключает, что подписанный меморандум предполагает участие «Татнеф­ти» в разработке указанных месторождений. По его словам, по своим качественным характеристикам (вязкость и высокосернистость) нефть на этих участках схожа с той, которую добывает «Татнефть». «Это позволит российской компании обеспечить поддержку проекту с технологической точки зрения, в чем и заинтересована иранская сторона», — говорит эксперт.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что «поход в Иран» с учетом сохранения политической напряженности в стране будет экономически невыгоден для «Татнефти». По его мнению, компании стоит сосредоточиться на российском регионе, где и так много нереализованных проектов. В частности, «Татнефть» недавно отказалась от помощи Shell в добыче битумной нефти в республике, заявив, что вполне сможет реализовать этот проект без зарубежных партнеров, напомнил политолог.

Автор: Галина Старинская

Источник: РБК Daily, 21.10.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики