Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Страны, входящие в ОПЕК, выработают антикризисные меры

Страны, входящие в ОПЕК, выработают антикризисные меры

Эксперты не верят в изменение цен на нефть после мартовского заседания стран-экспортеров

Президент организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) Эммануэль Ибе Качикву (является также министром нефти Нигерии) намерен созвать внеплановое заседание организации в марте этого года, на котором он планирует согласовать общую стратегию работы членов объединения в условиях низкой цены на нефть. По мнению экспертов, инициатива президента ОПЕК ничего не решит: страны — участницы организации давно преследуют личные интересы, и договориться внутри ОПЕК о единой позиции не получится. Более того, даже в краткосрочной перспективе новость о внеплановом заседании ОПЕК не повлияет на поведение трейдеров ― они привыкли к тому, что сама организация ничего не решает, поэтому серьезных колебаний в цене на нефть в ближайшее время ожидать не стоит. 

«Мы говорили [участники ОПЕК], что если цена пробьет $35 за баррель, мы начнем рассматривать возможность проведения внеочередного заседания», ― заявил президент ОПЕК Эммануэль Качикву. По его мнению, мировые цены на нефть уже снизились до критичного уровня и это требует экстренной встречи. 

Сегодня нефть марки Brent впервые с февраля 2004 года упала ниже отметки $31 за баррель. Более того, существуют основания для увеличения предложения нефти в этом году, что означает дальнейшее падение цен на энергоноситель: в течение года на рынок выйдет еще один крупный игрок ― Иран, также США готовы осуществлять поставки нефти в страны Северной Европы. 

Несмотря на желание президента ОПЕК как-то изменить ситуацию с ценами на углеводороды, с помощью ОПЕК это вряд ли удастся сделать. По мнению директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексея Громова, сегодня внутри организации стран — экспортеров нефти существует три лагеря, чьи интересы никак не соприкасаются.

— ОПЕК утратила роль регулятора мирового нефтяного рынка, в частности из-за того, что внутри организации нет единства. Внутри ОПЕК сложилось несколько лагерей: первый — это страны Залива, который возглавляет Саудовская Аравия, страны, которые ничего не хотят менять и борются за долю на рынке; второй лагерь — страны, которые страдают от низких цен на нефть, ― это Венесуэла и африканские страны; третий лагерь ― это Иран, который находился под санкциями с 2012 года и который потерял большой кусок рынка. В 2016 году он выходит на рынок нефти и планирует свою долю вернуть, — сказал Громов. 

С этим мнением также согласен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, который также не видит причин для снижения цен на нефть в ближайшей перспективе.

― ОПЕК уже ни на что не влияет — как организаторы, они фактически уже не существуют.  С просьбой об организации внепланового заседания обратились скорее всего Венесуэла и Алжир, а также в этом заинтересована и сама Нигерия, чей министр нефти является по совместительству и президентом ОПЕК. Эти страны сильнее всего нуждаются в росте цен на нефть. Напротив, Саудовская Аравия, которая выступает центральным игроком ОПЕК и которая по факту и регулировала объем предложения нефти от стран организации, намерена сохранять максимальный объем добычи нефти. Она стремится к дальнейшему падению цен на нефть, которая позволит полностью разорить сланцевых производителей нефти. Решения Саудовской Аравии уже достаточно, чтобы никакого соглашения о снижении добычи нефти ОПЕК не было принято. Если рассматривать заявление Эммануэля Качикву как словесную интервенцию, которая позволила бы изменить нефтяной тренд хоть на какое-то время, то и это вряд ли возможно. С точки зрения психологии трейдеров эта новость вряд ли перебьет падающий тренд на нефть. Куда важнее последние новости о падении азиатских бирж и то, что Китай снижает обменный курс к доллару,  — отметил Юшков.

Предыдущее заседание ОПЕК проходило 4 декабря прошлого года. В ходе заседания страны-участницы приняли решение сохранять добычу нефти на текущем уровне в 30 млн баррелей в сутки. По факту на долю стран — участниц ОПЕК приходится около 50% от общего объема экспорта нефти, однако, по мнению Юшкова, нефтяные котировки в большей степени определяет монетарная политика США, а не баланс спроса и предложения нефти. Это еще раз доказывает, что серьезно изменить цену на нефть ОПЕК не в состоянии.

― В основном в рамках ОПЕК принимались решения, касающиеся баланса спроса и предложения нефти, от которого зависела цена на углеводороды. Сейчас же в большей степени на нефтяные котировки влияет монетарная политика США. По факту эпоха, когда производители полностью определяли цену нефти, закончилась с приходом фьючерсов на нефть [начало 1980-х годов]. Это означает, что нефтяные котировки сегодня напрямую зависят от того, сколько американцы напечатают долларов и какая у них ставка рефинансирования,  — отметил Юшков.

Автор: Сергей Фиш

Источник: Известия, 12.01.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики