Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На данный момент заявление Ирана – это всего лишь блеф

На данный момент заявление Ирана – это всего лишь блеф

Управляющий по международным делам Иранской национальной газовой компании Азизола Рамезани заявил, что Иран может выйти на европейский рынок газа, построив трубопровод в ЕС, в случае если цены на нефть продолжат свое падение.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ:

Европейцы осуществлению таких планов Ирана по приходу на их рынок и рады были бы. Но на вопрос «как Иран собирается выйти на европейский рынок?» нет ответа. Ведь у Ирана своих денег нет и строить ему не на что, а при этом необходимо развивать газотранспортную сеть в самом Иране. Напомню, что месторождения находятся на юге страны, а экспортировать нужно через север. Сейчас сам Иран одновременно экспортирует газ в Турцию (примерно 8 млрд кубометров в год) и импортирует из Туркмении примерно такие же объемы – около 6 млрд кубометров. Это говорит о том, что собственная газотранспортная сеть Ирана не развита, и он не может по своей же стране распространить собственный газ, не говоря уже об отправке его в Европу. Хотя сами европейцы – на уровне политиков – вроде бы и не против. Не зря Евросоюз требует от стран иметь три разных источника поставки, и возможно, даже обяжет законодательно. В дополнение к поставкам из России и СПГ Иран был бы как раз тем самым третьим источником. Вот только давать денег на развитие сети этого третьего источника Брюссель не намерен. Надо искать инвесторов, но никто не хочет строить ни в самом Иране, ни на переходе в Европу – на участке в Турции, где проживают курды и стабильностью и не пахнет. Именно там курды первым делом, когда их в середине 2014 года стал атаковать Эрдоган, начали взрывать газопроводы. Так что инвесторы вполне логично не хотят связываться с такими рисками в регионе, где вот-вот разразится война между суннитами и шиитами.

Плюс 2015 год еще раз напомнил, что не стоит сильно зависеть от Турции, которая показала себя как жесткого переговорщика и нестабильной страной. Европейцы видят, что Турция может просто так ради своих политических мотивов дестабилизировать ситуацию во всей Европе, что собственно она и сделала с помощью мигрантов. Уровень предсказуемости Турции как транзитера газа не впечатляет – сегодня они будут говорить, что вы партнеры, а завтра перекроют газ или повысят ставку транзита по каким-то свои соображениям. Турция для европейцев довольно опасный партнер, и они это понимают. Особенно после того как в присутствии канцлера Ангелы Меркель президент Эрдоган заявил, что заставлять этнических турок, которые являются гражданами Германии, учить немецкий – это покушение на их культурную идентичность. По его словам надо оставаться турком, даже если ты живешь в Германии. После чего госпожа Меркель навряд ли горит желанием видеть Турцию в качестве партнера.

Второй вариант доставки газа из Ирана в Европу более реалистичен – через заводы по сжижению газа. Здесь для Ирана открывается больше возможностей. Правда, при условии, что с Ирана все-таки снимут санкции и удастся привлечь инвесторов, которые достроят завод по сжижению, а может быть построят даже несколько. И вот тогда Иран сможет стать экспортером, который сам будет выбирать, куда отправлять свой сжиженный газ – в Европу или в Азию, а может быть, и в Индию, где растет рынок потребления. Причем для Ирана было бы даже лучше не привязываться к какому-то конкретному рынку, а диверсифицировать свои поставки.

Однако на данный момент заявление Ирана – это всего лишь блеф и попытка вернуть к себе потерянное внимание. Хотя на самом деле еще не факт, что с Ирана, ведущего довольно агрессивную политику, снимут санкции. Он выглядит уже не таким надежным партнером, как это было во время подписания договора о ядерной программе Ирана. Сейчас все больше обостряется ситуация между Ираном и Саудовской Аравии, в Йемене идет скрытая война, а местами уже и открытое противостояние между суннитами и шиитами. Вопрос о поиске инвесторов и в этом варианте выхода Ирана на европейский рынок остается открытом. Ни денег, ни технологий для достройки завода-СПГ у Ирана по-прежнему нет. Шансы получить от Ирана газ пока выше всех у Китая, это если Иран сможет нарастить объемы добычи – газопровод до Пакистана уже достроили, дело за Китаем, который протянет его дальше от Пакистана к себе. В этом он очень заинтересован, так как ему полагаться только на СПГ опасно, поэтому Китай будет всячески давить на Иран и диктовать свои условия. Правда, европейцам от этого легче не станет.

Источник: Центр энергетической безопасности, 11.01.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики