Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензиновый парадокс

Бензиновый парадокс

Топливо на заправках будет дорожать, несмотря на дешевеющую нефть

Обрушение нефтяных котировок побуждает российских автовладельцев задаваться вопросом: почему бензин, который из нефти делают, не становится дешевле? Особенно обидно для водителей то, что, живя в крупнейшей нефтяной державе, они вынуждены платить за заправку все больше, в то время как в США, Европе, Китае цены на топливо вслед за нефтью также неуклонно идут вниз. В Америке они и вовсе достигли семилетнего минимума. В России же эксперты ожидают, что в марте-июне 2016 года из-за новых акцизов бензин должен подорожать еще на 2 рубля. Опрошенные «НИ» эксперты объясняют этот парадокс высокой налоговой нагрузкой на нефтянку, а также высокой монополизацией топливного рынка в стране.

Вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович считает, что рост цен на бензин в 2016 году не превысит размер годовой инфляции – то есть 10%. Заметим, что в прошлом году розничные цены на бензин в стране, по данным Росстата, выросли на 4,8%, на дизельное топливо – на 3,4%. За тот же период среднегодовая цена российского сорта нефти Urals упала почти вдвое – с уровня под 100 долларов до 51 доллара за баррель.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России обещает сгладить эту диспропорцию, заявляя о наличии предпосылок для снижения стоимости бензина на отечественном внутреннем рынке. По данным антимонопольной службы, в нынешнем году снижение цен будет наблюдаться в оптовом и розничном сегментах продаж горючего. Напомним, в ноябре 2015 года депутаты Госдумы утвердили ставки акцизов на топливо на ближайшие два года.

Пока ситуация выглядит действительно вполне обнадеживающе. По данным Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России с 11 по 17 января 2016 года понизились на 0,1% к уровню предыдущего отчетного периода (после снижения на аналогичную величину за период с 28 декабря 2015 года по 10 января 2016 года). По состоянию на 18 января средняя потребительская цена бензина в целом по стране составила 34,86 руб. – что на 3 копейки меньше, чем было неделей ранее. 

Как указывает Росстат, за этот период зафиксировано снижение цен на бензин в 26 центрах субъектов РФ. Увеличение цен на бензин наблюдалось во Владимире на 0,9%, Пскове, Кургане и городах Ленинградской области – на 0,1–0,2%. В Москве и Санкт-Петербурге потребительские цены на бензин не изменились.

Однако говорить о решительном снижении цен на АЗС не приходится. Контраст с дешевой нефтью даже побудил депутатов-коммунистов Валерия Рашкина и Сергея Обухова отправить письмо в ФАС. Они ссылаются на мировую практику, где цены на бензин и дизтопливо в последние месяцы заметно снизились. Например, в США цена на бензин опустилась до 47 центов за галлон (3,78 л). В пересчете на литр его цена составляет 10 рублей по текущему курсу. Китай также снижает цены на бензин и дизтопливо. Сейчас стоимость литра газомоторного топлива в Поднебесной опустилась до 0,11 и 0,12 юаня – около 1,3–1,4 рубля. А мировой лидер по нефтедобыче – Саудовская Аравия – на 18 января демонстрирует показатель в 0,23 доллара за литр, или 18,09 рубля. В России – второй стране мира по объемам нефтедобычи – цена на бензин продолжает повышаться вопреки всем законам рынка. Так, АИ-92 с начала июня 2014 года подорожал с 30,44 до 34,35 рубля за литр.

Однако эксперты объясняют этот парадокс тем, что доля нефти в стоимости бензина в России крайне мала – не больше 6%. По подсчетам исполнительного директора Московской топливной ассоциации Григория Сергиенко, переработка и логистика занимают почти 10%, маржа при продаже оптом составляет 15,68%. Все остальное уходит на налоги: НДПИ (23,29%), акциз (22,37%) и другие налоги, включая НДС и налог на прибыль.

Переработка в стране очень дорогая. К тому же переход на Евро-5, который сейчас осуществляют российские НПЗ, приводит к еще большему удорожанию конечного продукта – повышение качества бензина в первую очередь отражается на цене. Значительный вклад в рост цен внес налоговый маневр, планировавшийся еще при более высоких ценах на нефть. С 2015 и до конца 2017 года экспортные пошлины на нефть постепенно должны снизиться в 1,7 раза, на нефтепродукты – в 1,7–5 раз. Одновременно в 1,7 раза увеличивается НДПИ на нефть, в 6,5 раза – на газовый конденсат.



Вот и замглавы ФАС Анатолий Голомолзин признает, что причина роста цен на бензин при падении цен на нефть кроется в налогах, которые в конечном счете составляют до 55–60% стоимости бензина. Оставшиеся 40–45% приходятся, по его словам, на расходы и прибыль нефтяных компаний и владельцев АЗС. При этом ФАС успокаивает автовладельцев: резкого подорожания бензина в 2016 году не произойдет. Тем не менее эксперты ожидают, что уже в марте–июне 2016 года из-за новых акцизов бензин в России должен подорожать на 2 рубля. А вслед за весенним повышением акцизов бензиновые ценники подтолкнет вверх и то, что с 1 июля топливо класса Евро-4 может, наконец, попасть под запрет для российских НПЗ. В этом случае нельзя исключить дефицита бензина на АЗС и, как следствие, очередного всплеска цен.

«Во всем мире, за исключением России и еще нескольких стран, цена бензина привязана к цене нефти, поскольку бензин есть производная от нефти. У нас же эти сегменты представляют собой два совершенно независимых, по сути, рынка. В цене на бензин в РФ заложен акциз, что не позволяет бензину дешеветь вместе с нефтью», – пояснил «НИ» доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Василий Якимкин. Помимо этого, по словам эксперта, многие НПЗ работают на импортном оборудовании, взятом в кредит, поэтому им надо выплачивать эти кредиты в валюте, притом что доход у них в рублях. «Разумный выход из этого – поднимать цену на бензин вопреки динамике цен на нефть», – приходит к выводу собеседник «НИ».

«В США цены на бензин снижаются вслед за нефтью потому, что там высокая конкуренция на топливном рынке, а у нас он сильно монополизирован. Кроме того, растет фискальная нагрузка на нефтяную отрасль, повышаются акцизы. В 2016 году в бюджет будет изъято с нефтяной отрасли 200 миллиардов рублей дополнительно по сравнению с прошлым годом. Все это не способствует снижению цен на бензин», – сказал «НИ» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. Эксперт прогнозирует небольшой – в пределах общей инфляции – рост цен на АЗС ближе к весне, когда начнется автолюбительский сезон.

Ряд аналитиков отмечают, что первый, кто не заинтересован в дешевом бензине, – это само государство, которое в таком случае недополучит серьезных доходов в казну. А они и без того катастрофически упали из-за обрушения нефтяных котировок. «Бензин не дешевеет потому, что у нас такая налоговая система, что государство отыгрыватся на нефтянке. Нефтяники, конечно, тоже стремятся компенсировать ослабление рубля, но государство играет тут главную роль: именно оно заинтересовано в том, чтобы цены на бензин росли – больше акцизов попадет в бюджет», – пояснил «НИ» управляющий партнер инвестиционной компании «Неокон» Денис Ракша.

«Вопрос ценообразования на бензин в России не поддается никаким законам бизнеса или логики. Нефть растет – бензин дорожает, нефть дешевеет – бензин все равно дорожает или в лучшем случае остается без изменения», – замечает исполнительный директор компании Heads Consulting Никита Куликов. Он связывает это со стойким нежеланием нефтяных компаний терять прибыли, с налоговым бременем для нефтяных компаний, которое в ближайшее время планируется еще поднять, и с высоким уровнем закредитованности нефтяного бизнеса. «Цена на бензин, как бы ни дешевела нефть, будет и дальше только расти», – делает вывод эксперт.

Украина: дешевого бензина не ожидается

Снижение мировой цены на нефть практически никак не сказалось на стоимости бензина на украинских автозаправках. Ну а рекордных показателей цена на топливо достигла в феврале прошлого года. Как указывают аналитики, при каждом подорожании доллара на 1 гривну, цены на заправках поднимаются в среднем на 1,15 гривны. Лишь в середине января нынешнего года на некоторых АЗС стоимость топлива уменьшилась на 50 копеек. И то лишь после того, как 13 января премьер-министр Арсений Яценюк поручил министру энергетики и угольной промышленности Владимиру Демчишину совместно с Антимонопольным комитетом провести встречу с основными операторами украинского рынка нефтепродуктов по вопросу ценообразования.
Но этой встречи оказалось недостаточно. Как заявил на прошлой неделе председатель Антимонопольного комитета Юрий Терентьев, в связи с действиями игроков на рынке нефтепродуктов начато расследование. Чиновник обратил внимание на то, что цены, устанавливаемые в стране на бензин, не соответствуют динамике мировых рыночных котировок – ведь они остаются стабильными, независимо от того, как меняются международные цены на основных биржевых площадках. Результаты расследования пообещали озвучить во второй половине февраля.
Тем временем операторы рынка нефтепродуктов и сетей АЗС отмечают, что эффект от падения цены черного золота на мировом рынке был нивелирован введением в стране с 1 января новых, повышенных на 13% акцизов. По словам собственников АЗС, фактически налоговая нагрузка выросла с начала года в среднем на 70 коп. за литр. По их прогнозам, снижения цен на украинских автозаправках стоит ожидать, если падение стоимости нефти продолжиться, а курс гривны останется стабильным.
Яна СЕРГЕЕВА, Киев

Швеция: цены на заправках пошли вниз

Бензин в Швеции за последние полтора года стал несколько дешевле, но не более того. У местных автомобилистов не появился повод для полноценной радости. Обвальное падение цен на нефть не привело к столь же обвальному падению цен на бензин в стране. Цена на 95-й бензин сегодня в Швеции составляет в среднем 12,2 крон или около 1 евро за литр. А на пике цен на него, в середине 2014 года, 95-й бензин стоил 15,5 крон.
Местные эксперты-экономисты, объясняя потребителям причины незначительного, на взгляд автомобилистов, падения цены горючего, напоминают, что почти 70% его стоимости составляют различные налоги. Иными словами, даже если бы бензин и дизтопливо поступали в Швецию бесплатно, их цена все равно колебалась бы в пределах семи крон за литр.
Правда, следует обратить внимание на то, что цена бензина и дизельного топлива упала бы еще сильнее, если бы правительство не подняло в 2016 году так называемый энергоналог на полкроны. Так что в Швеции цены на заправках определяются не столько биржевой стоимостью барреля нефти, сколько особенностями местного налогообложения.
Виктор КОНОНОВ, Стокгольм

Автор: Сергей Путилов

Источник: Новые Известия, 25.01.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики