Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Если бы "Газпрома" не было, его следовало бы выдумать»

«Если бы "Газпрома" не было, его следовало бы выдумать»

Еврокомиссия получит информацию о контрактах «Газпрома». Как стало известно газете «Коммерсантъ», в Брюсселе готовятся поправки к законодательству. В соответствии с ними все межправительственные соглашения по энергетике должны согласовываться с Еврокомиссией до их подписания, а все неевропейские поставщики газа — сообщать регулятору о параметрах долгосрочных контрактов. Европейские бюрократы используют «Газпром» для расширения своих полномочий, уверен директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Новость о том, что Еврокомиссия будет получать информацию о коммерческих контрактах «Газпрома» в Европе, не является удивительной. На самом деле, говоря об энергетических спорах Европы и России, мы часто забываем о простой вещи. Благодаря тому, что ЕК вылепила из «Газпрома» монстра, комиссии удалось серьезно расширить свои полномочия. Если бы «Газпрома» не было, его следовало бы выдумать. Что в какой-то степени и произошло. Это ведь классическая схема — чтобы нарастить аппаратный вес, нужно придумать врага и под соусом борьбы с ним выбивать новые возможности.

Главным двигателем лоббистских усилий ЕК как раз и стала страшная Россия с ее энергетическим оружием. Примеров применения этого оружия — то есть использования угрозы перекрытия газовых поставок для получения политических выгод — привести не удается, но сама идея, что зависеть от России ужасно, уже прочно вбита в сознание европейцев. И проносит ЕК хорошие политические дивиденды. Под лозунгом диверсификации поставок гораздо проще наращивать бюрократические мускулы.

Конечная цель ЕК также известна. Комиссия уже предлагала заключать газовые контракты с «Газпромом» на европейском уровне, то есть превратиться в эдакий газовой госплан, который берет газ у «Газпрома», а потом распределяет его между европейскими потребителями. Однако у этого обстоятельства есть, как ни странно, и позитивная для нас сторона. Если не будет русской угрозы, то тогда как ЕК сможет дальше расти в аппаратном плане? Значит, Россия все же нужна.

Так что вас не должно удивлять, например, что за последние несколько лет мы только увеличили долю на газовом рынке ЕС. Или что в прошлом году мы на 8% нарастили поставки газа в ЕС и Турцию. Да, здесь есть вклад украинского реверса — газ идет в Европу и учитывается в европейском потреблении, но попадает в итоге на Украину. Но даже если убрать реверс, все равно рост экспорта в дальнее зарубежье был довольно ощутимый.

Представьте, скажем, что место российского трубопроводного газа занял американский СПГ. И с кем тогда бороться? ЕК моментально утратит свою политическую роль. Так что, возможно, это не так удивительно, что Литва отказалась закупать американский СПГ, мотивировав это низким качеством американского газа. Понятно, что тут есть и ценовой фактор — если бы поставки в ЕС начались сейчас, американский газ обошелся бы примерно в полтора раза дороже российского.

Но все равно нельзя отказать ЕК в сметливости: нашли врага, который даже в условиях непростых политических отношений борется за европейский рынок, выполняет многие предписания Брюсселя, обеспечивает нужный уровень поставок. Но при этом позволяет пугать национальные правительства и конвертировать страх в новые полномочия.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 27.01.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики