Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Если бы "Газпрома" не было, его следовало бы выдумать»

«Если бы "Газпрома" не было, его следовало бы выдумать»

Еврокомиссия получит информацию о контрактах «Газпрома». Как стало известно газете «Коммерсантъ», в Брюсселе готовятся поправки к законодательству. В соответствии с ними все межправительственные соглашения по энергетике должны согласовываться с Еврокомиссией до их подписания, а все неевропейские поставщики газа — сообщать регулятору о параметрах долгосрочных контрактов. Европейские бюрократы используют «Газпром» для расширения своих полномочий, уверен директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Новость о том, что Еврокомиссия будет получать информацию о коммерческих контрактах «Газпрома» в Европе, не является удивительной. На самом деле, говоря об энергетических спорах Европы и России, мы часто забываем о простой вещи. Благодаря тому, что ЕК вылепила из «Газпрома» монстра, комиссии удалось серьезно расширить свои полномочия. Если бы «Газпрома» не было, его следовало бы выдумать. Что в какой-то степени и произошло. Это ведь классическая схема — чтобы нарастить аппаратный вес, нужно придумать врага и под соусом борьбы с ним выбивать новые возможности.

Главным двигателем лоббистских усилий ЕК как раз и стала страшная Россия с ее энергетическим оружием. Примеров применения этого оружия — то есть использования угрозы перекрытия газовых поставок для получения политических выгод — привести не удается, но сама идея, что зависеть от России ужасно, уже прочно вбита в сознание европейцев. И проносит ЕК хорошие политические дивиденды. Под лозунгом диверсификации поставок гораздо проще наращивать бюрократические мускулы.

Конечная цель ЕК также известна. Комиссия уже предлагала заключать газовые контракты с «Газпромом» на европейском уровне, то есть превратиться в эдакий газовой госплан, который берет газ у «Газпрома», а потом распределяет его между европейскими потребителями. Однако у этого обстоятельства есть, как ни странно, и позитивная для нас сторона. Если не будет русской угрозы, то тогда как ЕК сможет дальше расти в аппаратном плане? Значит, Россия все же нужна.

Так что вас не должно удивлять, например, что за последние несколько лет мы только увеличили долю на газовом рынке ЕС. Или что в прошлом году мы на 8% нарастили поставки газа в ЕС и Турцию. Да, здесь есть вклад украинского реверса — газ идет в Европу и учитывается в европейском потреблении, но попадает в итоге на Украину. Но даже если убрать реверс, все равно рост экспорта в дальнее зарубежье был довольно ощутимый.

Представьте, скажем, что место российского трубопроводного газа занял американский СПГ. И с кем тогда бороться? ЕК моментально утратит свою политическую роль. Так что, возможно, это не так удивительно, что Литва отказалась закупать американский СПГ, мотивировав это низким качеством американского газа. Понятно, что тут есть и ценовой фактор — если бы поставки в ЕС начались сейчас, американский газ обошелся бы примерно в полтора раза дороже российского.

Но все равно нельзя отказать ЕК в сметливости: нашли врага, который даже в условиях непростых политических отношений борется за европейский рынок, выполняет многие предписания Брюсселя, обеспечивает нужный уровень поставок. Но при этом позволяет пугать национальные правительства и конвертировать страх в новые полномочия.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 27.01.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики