Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» — немцы дрогнули?

«Северный поток-2» — немцы дрогнули?

Заставят ли США Германию отказаться от строительства выгодного для неё газопровода

Вице-канцлер ФРГ Зигмар Габриэль неожиданно заявил, что Германия не даст согласия на строительство газопровода «Северный поток-2», если газ не будет гарантирован странам Восточной Европы. Габриэль призвал серьезно отнестись к озабоченности Польши относительно строительства газопровода.

До сих пор именно Германия была наряду с Россией наиболее заинтересованной в реализации этого проекта страной. Поэтому немцы предпочитали отмалчиваться, когда звучали обвинения в неких угрозах, которые новый газопровод несёт Евросоюзу.

Так 18 января президент Польши Анджей Дуда на совместном брифинге с председателем Евросовета Дональдом Туском заявил, что «Северный поток-2» подрывает сплоченность ЕС и обусловлен политическими факторами гораздо в большей степени, чем экономическими. «Мы не согласны с таким вложением капитала», — цитирует Дуду «Лента.ру».

А в конце ноября прошлого года министр экономики Словакии Вазил Гудак отмечал, что потери страны от «Северного потока-2» составят 400 миллионов долларов в год (государство получает деньги от транзита российского газа в Западную Европу).

Соглашение акционеров по проекту «Северный поток-2», подразумевающему расширение «Северного потока», было подписано в начале сентября прошлого года. В состав нового консорциума вошли «Газпром», E.ON, Shell, BASF/Wintershall, OMV и Engie. Две новые нитки общей годовой мощностью 55 миллиардов кубометров, как и уже действующие, должны пройти от российского побережья по дну Балтийского моря до Германии. При этом доля «Газпрома» в проекте — 50 процентов. Ввод в эксплуатацию «Северного потока-2» запланирован на четвертый квартал 2019 года.

Однако наряду со странами Восточной Европы против расширения «Северного потока» выступает США, так как этот проект сделает Россию практически независимой от транзита газа через территорию Украины. А значит, и в политическом плане позиции нашей страны упрочатся, как и экономические связи с Европой. Американцы уже пообещали приложить все усилия, чтобы похоронить проект, как это уже было с «Южным потоком». Но для этого им надо «продавить» Германию. Означает ли заявление Зигмара Габриэля, что «немцы дрогнули»?

— Я думаю, что Германия просто пытается успокоить страны Восточной Европы, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — Как известно, страсти там кипят нешуточные. Некоторые государства беспокоятся о потере сотен миллионов евро ежегодного дохода от транзита российского газа. Не случайно, премьер-министр Словакии Роберт Фицо весьма эмоционально выразился в адрес немецких партнёров: «Они делают из нас идиотов!».

Хотя некоторым из сильно обеспокоенных стран беспокоиться в данном случае не о чем. Ту же Польшу практически никак не задевает будущее изменение транзита газовых потоков.

Поляки получают газ по трубопроводу «Ямал-Европа». При желании они могли бы подключиться и к «Северному потоку-1». Они построили терминалы сжижения газа из Северной Европы и так далее.

Что касается «гарантий России», то не очень понятно, что имел в виду Зигмар Габриэль. Если речь идёт о долгосрочных контрактах, то тут необходимы переговоры в многостороннем формате. Я предполагаю, что больше всего обеспокоенности у немцев вызывает всё та же Украина, поскольку те 2 с лишним миллиарда долларов, которые получает ежегодно эта страна за транзит российского газа, возместить ей будет нечем. А значит, в той или иной степени Евросоюзу, и в первую голову Германии придётся ещё больше тратить из своего кармана на поддержание экономики «незалежной». То есть вице-канцлер ФРГ призывает искать компромисс. Дескать, «Северный поток-2» мы построим. Но давайте и страны Восточной Европы, в первую очередь Украину, не оставим совсем без прибылей за транзит газа.

Но наиболее рьяные противники нового «Северного потока» всё-таки выступают против него не по экономическим, а по политическим причинам. Я говорю, в первую очередь, о прибалтийских государствах. Правительства этих стран зачастую ведут себя просто неадекватно. Той же Литве никто не мешал покупать российский газ. Однако они специально построили терминал для приёма сжиженного норвежского газа, а потом вдруг выяснили, что этот газ гораздо дороже нашего. Теперь они подписали новый контракт с норвежским «Статойлом». В нём цена за газ ниже, но обязаны они его покупать гораздо дольше. То есть в долгосрочной перспективе они опять проиграли. Критика «Северного потока-2», как и всего связанного с Россией для нынешней политической верхушки прибалтийских стран — некая модель самоидентификации. Мы — это те, кто против России и «восточного варварства».

В любом случае, Германия не отступится от «Северного потока-2». Поскольку хорошо понимает, что как раз этот проект наилучшим образом обеспечит её энергетическую безопасность. Потому что Украина уже не первый год балансирует на грани: придётся или не придётся забирать газ, идущий в Европу, для себя.

«СП»: — А можно ли сделать так, чтобы та же Словакия не теряла свои 400 миллионов долларов в год, когда начнёт действовать «Северный поток-2»?

— Местоположение Словакии таково, что для неё действительно наиболее оптимальный маршрут нынешнего газопровода через Украину. Но словаки, кстати, теперь немало зарабатывают на реверсе российского газа. Ещё можно прийти к такому соглашению: если уж Украина принципиально хочет покупать российский газ не у России, а у европейцев, то можно договориться, что Словакия гарантированно будет получать дополнительные прибыли от реверса. Есть ещё вариант — построить газопровод «Ямал-Европа-2». Он мог бы идти через Белоруссию, Польшу и далее через Словакию — на юг Европы и в Турцию. Таким образом, Словакия сохранила бы свою значимость страны-транзитёра и получала прибыль не меньше, а то и больше прежнего.

Автор: Алексей Верхоянцев

Источник: Свободная пресса, 29.01.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики