Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Политика регуляторов для нефтянки хуже, чем санкции

Политика регуляторов для нефтянки хуже, чем санкции

Падение нефтяных котировок стало для российской экономики и для бюджета, половину которого составляют нефтегазовые поступления, серьезным испытанием. При этом эксперты уже давно говорят, что санкции в отношении экспорта технологий, используемых в нефтегазовой отрасли, могут не только замедлить и сделать нерентабельными энергетические проекты в Арктике, но и снизить темпы добычи на российских месторождениях.

«Санкции касаются новых проектов с достаточно большими капитальными вложениями, в частности, российских сланцевых и шельфовых проектов. Но по большому счету, если мы находимся в ситуации, когда цена на нефть колеблется в районе 30 долларов за баррель, то надо быть безумцем, чтобы говорить о разработке того же арктического шельфа, где даже себестоимость четко посчитать нельзя», — заявил «Вестнику Кавказа» первый проректор, заведующий кафедрой прикладной политологии Финансового университета Константин Симонов.

Из-за санкций Запада в Россию запрещено поставлять оборудование для работы на шельфе. Полгода назад «Роснефть» сообщила, что ранее 2018 года не начнет бурение второй поисковой скважины в Карском море, хотя до санкций это должно было случиться в 2016 году в партнерстве с Exxon Mobil. «Но даже если бы не было санкций, я уверен, что проект Exxon Mobil в Карском море не был бы реализован хотя бы в силу этих объективных ограничений», — утверждает Симонов.

По его словам, со сланцевой нефтью тоже история сложная: «Когда мы говорим о Западной Сибири, то там также еще много вопросов. Тот же коллектор Баженовской свиты является сланцевой формацией. Многие наши геологи считают, что это ближе к тому, что в США называют tight oil, на разработку которой санкции, кстати, не наложены. Они касаются только shale oil. Но все равно это привело к тому, что на всякий случай компании подстраховались. Мы знаем, что Total заморозила проекты по Баженовской свите с „ЛУКОЙЛ“. Мы также знаем, что „ЛУКОЙЛ“ заявляет о сокращении инвестиций на этот год. И эти компании можно понять, ведь налоговая нагрузка на них растет. По самым скромным оценкам нефтегазовые компании дополнительно заплатят более 320-350 миллиардов рублей из-за решения о заморозке экспортной пошлины, за счет повышения налогов на газоконденсат. Ясно, что если вы эти деньги изымаете, то рассчитывать на финансовые вложения не приходится. Очевидно, что в этой ситуации переложить все эти инвестиции на плечи западных компаний тоже не получилось бы».

Симонов полагает, что рассчитывать на китайских инвесторов тоже не приходится: «Дело даже не в том, что они долго обдумывают, понимая, что надо выторговывать лучшие условия. Проблема в том, что у нас нет технологий, которые необходимы для реализации этих проектов».

Между тем еще летом 2014 года в Москве решили ускоренно перейти на импортозамещение, решить проблемы разработчиков и производителей стратегически важного нефтегазового оборудования и сервисов, попавших под санкции.

По словам Симонова, санкции могли бы оказать и позитивное влияние на нефтегазовую отрасль: «В ней тоже задумываются об импортозамещении. В частности, существует масштабная идея создания инновационного полигона на базе того же коллектора Баженовской свиты. Для реализации этого проекта даже импортировать нечего, так как нужно создавать новые технологии. Формация достаточно уникальная, и взять технологию из другого места и привезти ее в Тюмень не получится».

Однако, по мнению эксперта, в современных экономических условиях в России решить такого рода проблемы быстро не получится. «Но это не вопрос санкций. Скорее, это вопрос цены и общей ситуации, когда правительство ищет деньги, а компании пытаются эти деньги сберечь. Компании опасаются, что если „покажут“ инвестиции, то Министерство финансов может обложить их дополнительными налогами. И это реальная проблема», — полагает Симонов.

Он убежден, что общая ценовая ситуация влияет на нефтяную отрасль гораздо больше, чем санкции.

«Рассчитывать на то, что санкции снимут, не приходится, а если это произойдет то вряд ли ситуация станет сильно лучше», — уверен эксперт.

Что касается кредитов, то, по мнению Симонова, здесь проблемы не столь серьезны: «Некоторые компании вообще не попали в санкционные списки европейцев, другие пытаются выкрутиться. Интересны происходящие сейчас попытки получить финансирование у французских банков через хитрые схемы. И китайцы дают денег. Дороже, правда, но, тем не менее. О кредитах с ними чуть проще договариваться, чем о разведке и добыче нефти и газа».

В качестве «приятной новости» Симонов назвал следующее обстоятельство: «Весной будет уже два года, как мы живем под санкциями. Это приличный срок. Были ожидания, что у нас полностью провалится сервисный бизнес, так как все крупные западные сервисные компании начнут покидать Россию. Этого не произошло. Это важный фактор с точки зрения поддержания уровня добычи нефти и газа в стране. Некоторые компании даже хотят расширить свои активы в России. Я считаю, что интерес западных сервисных компаний к российскому рынку сохраняется. Это означает определенную стабильность — компании сумели подстраховаться, никто с российского рынка не ушел. Поэтому, все-таки, гораздо хуже политика регуляторов, нежели санкции».

Источник: Вестник Кавказа, 01.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики