Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Все транзитные риски переложены на "Газпром" — вот он и решает проблему»

«Все транзитные риски переложены на "Газпром" — вот он и решает проблему»

Украина подала в суд из-за строительства «Северного потока–2», заявил премьер-министр страны Арсений Яценюк. Он назвал проект антиевропейским и антиукраинским. По его словам, жалоба была направлена в комитет по энергетике Еврокомиссии. Руководство Украины преследует свои политические цели, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Борьба вокруг «Северного потока-2» не прекращается. Украина вроде как подала в суд на трубопровод, а премьер Яценюк назвал его политическим антиевропейский проектом. Заявив, что хочет построить прозрачный газовый европейский рынок.

Начнем с того, что «Северный поток-2» – это морской газопровод, который под действие нормативных документов ЕС не подпадает. Поэтому подавать на него в суд нет никакого смысла. Да и сомнительно, что Украина это на самом деле сделала. Скорее всего, она просто разогревает тему. Потому что вопрос возникает с продолжением «Северного потока-2» по суше. Задача – соединить точку входа трубы на европейскую сушу с австрийским хабом Баумгартен и далее с рынком Италии – одним из ключевых для России в ЕС. Что действительно еще больше снизит зависимость от украинского транзита. Тут нормы ЕС, конечно, соблюдать придется. Но это вполне возможно. Скажем, труба может быть построена сторонними инвесторами, а вход в трубу не будет монопольным. Другое дело, что не вполне ясно, какой еще газ может оказаться в Грайфсвальде кроме российского. И Украина это понимает.

Важное обвинение – что это политическая история. Дескать, Россия хочет лишить Майдан доходов от транзита. Даже оставим в стороне новую экономическую философию Украины «жить без России». А напомним, что проблему транзита мы обсуждаем уже 20 лет. За это время президентами успели перебывать и антироссийские, и вроде бы пророссийские политики. Но ни с кем этот вопрос решить не удалось. И вопрос об обходе Украины решался и при Ющенко, и при Януковиче, которого вроде как свергли как опасного сторонника России. Так что никакой мести Майдану тут точно нет.

Была идея трехстороннего консорциума. Развалена. Было предложение о передаче хотя бы миноритарной доли «Газпрому». Похоронено. Причем как раз из-за политики. Украина сама придумала идею, что отдать трубу означает потерять независимость. Возьмите Белоруссию. Она полностью продала «Газпрому» магистральные газопроводы. Можно ли Лукашенко назвать сегодня хотя бы пророссийским политиком? А Белоруссия уж точно не стала частью России.

Давайте вспомним недавнюю историю с повышением Украиной ставки за транзит. По контракту это вообще не делается в одностороннем порядке. Там есть четкая формула, и тариф выводится из цены на газ. Но на контракт махнули рукой. Интересно, это соответствует европейским ценностям?

А завтра какие-нибудь отморозки захватят компрессорную станцию, потребуют перекрыть транзит российского газа, правительство Украины разведет руками. Ну а европейцы сделают вид, что это их не касается. Как это было в январе 2009 года, когда они схватились за контракты и отметили, что по ним «Газпром» должен доставить газ до конкретных точек на границе ЕС. А как это произойдет — европейцев не волнует. Выходит, что все транзитные риски переложены на «Газпром». Ну вот он и решает эту проблему. В интересах, между прочим, европейских потребителей. Кстати, совершенно забыт и еще один вопрос – а в каком состоянии находится украинская труба? Много лет обещают появление в ее капитале загадочных западных инвесторов, которые проведут капитальный ремонт. И где они? Вместо того чтобы ходить по судам – лучше бы провели технический аудит трубы да дали бы нам почитать его результаты.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 03.02.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики