Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Все транзитные риски переложены на "Газпром" — вот он и решает проблему»

«Все транзитные риски переложены на "Газпром" — вот он и решает проблему»

Украина подала в суд из-за строительства «Северного потока–2», заявил премьер-министр страны Арсений Яценюк. Он назвал проект антиевропейским и антиукраинским. По его словам, жалоба была направлена в комитет по энергетике Еврокомиссии. Руководство Украины преследует свои политические цели, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Борьба вокруг «Северного потока-2» не прекращается. Украина вроде как подала в суд на трубопровод, а премьер Яценюк назвал его политическим антиевропейский проектом. Заявив, что хочет построить прозрачный газовый европейский рынок.

Начнем с того, что «Северный поток-2» – это морской газопровод, который под действие нормативных документов ЕС не подпадает. Поэтому подавать на него в суд нет никакого смысла. Да и сомнительно, что Украина это на самом деле сделала. Скорее всего, она просто разогревает тему. Потому что вопрос возникает с продолжением «Северного потока-2» по суше. Задача – соединить точку входа трубы на европейскую сушу с австрийским хабом Баумгартен и далее с рынком Италии – одним из ключевых для России в ЕС. Что действительно еще больше снизит зависимость от украинского транзита. Тут нормы ЕС, конечно, соблюдать придется. Но это вполне возможно. Скажем, труба может быть построена сторонними инвесторами, а вход в трубу не будет монопольным. Другое дело, что не вполне ясно, какой еще газ может оказаться в Грайфсвальде кроме российского. И Украина это понимает.

Важное обвинение – что это политическая история. Дескать, Россия хочет лишить Майдан доходов от транзита. Даже оставим в стороне новую экономическую философию Украины «жить без России». А напомним, что проблему транзита мы обсуждаем уже 20 лет. За это время президентами успели перебывать и антироссийские, и вроде бы пророссийские политики. Но ни с кем этот вопрос решить не удалось. И вопрос об обходе Украины решался и при Ющенко, и при Януковиче, которого вроде как свергли как опасного сторонника России. Так что никакой мести Майдану тут точно нет.

Была идея трехстороннего консорциума. Развалена. Было предложение о передаче хотя бы миноритарной доли «Газпрому». Похоронено. Причем как раз из-за политики. Украина сама придумала идею, что отдать трубу означает потерять независимость. Возьмите Белоруссию. Она полностью продала «Газпрому» магистральные газопроводы. Можно ли Лукашенко назвать сегодня хотя бы пророссийским политиком? А Белоруссия уж точно не стала частью России.

Давайте вспомним недавнюю историю с повышением Украиной ставки за транзит. По контракту это вообще не делается в одностороннем порядке. Там есть четкая формула, и тариф выводится из цены на газ. Но на контракт махнули рукой. Интересно, это соответствует европейским ценностям?

А завтра какие-нибудь отморозки захватят компрессорную станцию, потребуют перекрыть транзит российского газа, правительство Украины разведет руками. Ну а европейцы сделают вид, что это их не касается. Как это было в январе 2009 года, когда они схватились за контракты и отметили, что по ним «Газпром» должен доставить газ до конкретных точек на границе ЕС. А как это произойдет — европейцев не волнует. Выходит, что все транзитные риски переложены на «Газпром». Ну вот он и решает эту проблему. В интересах, между прочим, европейских потребителей. Кстати, совершенно забыт и еще один вопрос – а в каком состоянии находится украинская труба? Много лет обещают появление в ее капитале загадочных западных инвесторов, которые проведут капитальный ремонт. И где они? Вместо того чтобы ходить по судам – лучше бы провели технический аудит трубы да дали бы нам почитать его результаты.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 03.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики