Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Власти заморозили выдачу лицензий на добычу газа на Ямале

Власти заморозили выдачу лицензий на добычу газа на Ямале

Из-за кризиса правительство согласилось на предложение НОВАТЭКа приостановить выдачу лицензий на газовые месторождения Ямала и Гыдана. Лучших времен будут дожидаться участки с ресурсной базой почти 3 тлрн куб. м

Получил отсрочку

Из планов лицензирования на «среднесрочную перспективу» исключены газовые и газоконденсатные месторождения, расположенные на полуостровах Ямал и Гыдан. Об этом говорится в письме замминистра природных ресурсов Светланы Радченко, отправленном в Минэнерго в середине января (копия есть у РБК). Из него также следует, что решение уже согласовано с правительством и президентом Владимиром Путиным. Общая ресурсная база замороженных участков составляет 2,9 трлн куб. м газа (категории С3+D). Лицензии на эти участки решено оставить в нераспределенном фонде недр в качестве перспективной ресурсной базы для подконтрольного НОВАТЭКу проекта «Ямал СПГ».

Решение потребует корректировки Генеральной схемы развития газовой отрасли до 2035 года, говорится в письме Радченко. Представитель Минэнерго подтвердил его получение и планы по заморозке участков на Ямальском и Гыданском полуостровах, но не уточнил, о каком сроке идет речь.

С просьбой не продавать лицензии на новые месторождения в регионе к министру природных ресурсов Сергею Донскому еще в мае 2014 года обратился предправления НОВАТЭКа Леонид Михельсон (копия его письма есть у РБК). Он объяснял, что новые участки понадобятся в будущем для увеличения производства сжиженного природного газа (СПГ). Всего на базе нераспределенных месторождений ​центральной и юго-восточной частей Ямала и западной части Гыдана можно будет построить четыре-пять заводов по сжижению природного газа суммарной мощностью 95 млн т в год, а запасы Карского шельфа (около 8 трлн куб. м) можно будет использовать для строительства плавучих заводов СПГ в Арктике, писал Михельсон.


Распределять эти недра сейчас нецелесообразно из-за низких цен на сырье и в целом неблагоприятной экономической конъюнктуры, говорит источник в НОВАТЭКе. По его словам, компания не готова сейчас выкупать и разрабатывать участки с таким объемом перспективных ресурсов — слишком велики вложения в геологоразведку. Размер необходимых инвестиций он не раскрыл, но отметил, что в кризис расходы на такие проекты оптимизируются в первую очередь.

Дело может быть не только в кризисе — летом 2014 года, после присоединения Крыма к России, НОВАТЭК попал в санкционные списки США. Компании, в частности, запрещено привлекать финансирование в долларах сроком более чем на 90 дней у американских контрагентов.

Первый завод на Ямале

В рамках проекта «Ямал СПГ» планируется построить три линии завода по 5,5 млн т СПГ в год каждая. Ресурсная база для проекта — Южно-Тамбейское месторождение НОВАТЭКа на Ямале. Его доказанные и вероятные запасы газа составляют 927 млрд куб. м, объем инвестиций оценивался в 1,27 трлн руб. Первая очередь должна быть сдана в 2017 году. «Ямал СПГ» — один из немногих нефтегазовых проектов, получивший финансирование из Фонда национального благосостояния на общую сумму 150 млрд руб. После закрытия сделки с китайским фондом «Шелкового пути» (SRF) структура акционеров «Ямал СПГ» будет выглядеть так: НОВАТЭК (50,1%), Total (20%), CNPC (20%), SRF (9,9%).

В 2014 году Михельсон предлагал не разыгрывать лицензии на Гыданское, Солетско-Ханавейское, Западно-Сеяхинское, Верхнетиутейское и Штормовое месторождения с разведанными запасами 589 млрд куб. м газа, а также Бухаринский, Восточно-Явайский, Мамонтовский, Северо-Гыданский и Ярачойтский участки с прогнозными ресурсами на 2,9 трлн куб. м. Обе группы месторождений решено оставить в нераспределенном фонде до изменения экономической конъюнктуры, сообщил РБК источник в Роснедрах. Поручение правительства, на которое ссылается замминистра природных ресурсов Светлана Радченко, датировано 26 февраля 2015 года. А официальный представитель Минприроды сообщил РБК, что газовых месторождений на Ямале и Гыдане нет в списке запланированных для продажи на конкурсах или аукционах в 2016 году.

Исключить конкурентов

В кризис нефтегазовые компании стали активно добиваться переносов прописанных в лицензиях сроков разработки месторождений, а спрос на новые участки сильно упал. В декабре 2015 года министр природных ресурсов Сергей Донской говорил, что в прошлом году были скорректированы сроки по 580 месторождениям на разведку и добычу нефти и газа. А по итогам 2015 года состоялось только 44% объявленных аукционов по продаже новых лицензий.

Перенос сроков — хорошее решение, говорит источник в НОВАТЭКе: сейчас нельзя судить о будущем спросе на СПГ. Разработка ресурсов на Ямале и Гыдане станет перспективной в случае роста цен на нефть, а пока компания не хотела бы конкуренции за новые участки в регионе, объясняет он.

Потенциально конкуренцию НОВАТЭКу могли бы создать «Газпром» или «Роснефть», считает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Но сейчас они вряд ли заинтересованы в распродаже новых участков — у «Газпрома» сейчас профицит газа на Ямале, а «Роснефть» планирует построить СПГ-завод на Сахалине, и в условиях санкций госкомпания вряд ли сейчас затеет второй крупный проект, объясняет он.

«Роснефть» заинтересована в месторождениях на Гыдане, говорит источник компании. Но сейчас самое разумное — оставить эти лицензии в нераспределенном фонде, считает он. Источник в «Газпроме» подтвердил, что у компании хватает газа на Ямале. Представители обеих госкомпаний на запрос РБК не ответили.

В доразведку газовых ресурсов на Ямале и Гыдане пришлось бы вложить миллиарды долларов, как минимум по $10 млн за бурение каждой поисковой скважины без учета закупки и ввоза оборудования на полуострова, оценивает декан геологического факультета РГУ нефти и газа им. Губкина Александр Лобусев. Вложения в доразведку ресурсов существенно превысят цену лицензий, соглашается аналитик Газпромбанка Александр Назаров. Обустройство Южно-Тамбейского месторождения с подтвержденными ресурсами потребовало вложений в размере более $10 млрд, напоминает он (контрольный пакет в проекте «Ямал СПГ» обошелся НОВАТЭКу в $650 млн).

Представитель НОВАТЭКа не ответил на запрос РБК. 

Автор: Людмила Подобедова

Источник: РБК, 08.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики