Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Турецкий поток» и АЭС «Аккую» все еще интересны России

«Турецкий поток» и АЭС «Аккую» все еще интересны России

Россия продолжает проявлять интерес к проекту газопровода «Турецкий поток» и АЭС «Аккую», однако в свете сложностей в отношениях между Москвой и Анкарой их будущее под вопросом, заявил посол РФ в Турции Андрей Карлов.

«Россия не отказывается от „Турецкого потока“, но мяч тут в большой степени на турецкой стороне. В нынешних условиях очень трудно прогнозировать судьбу проекта, поэтому мы в первую очередь ждем, что турецкая сторона образумится и сделает то, что она должна сделать для нормализации межгосударственных отношений», — цитирует его РИА Новости.

Схожая ситуация и с АЭС «Аккую». «Все наши меры в отношении Турции очень ясные и прозрачные. Ни в указе президента, ни в трех постановлениях правительства АЭС „Аккую“ не значится. Проект с нашей стороны не отменен, но перспективы его реализации сейчас больше зависят от турецкой стороны», — подчеркнул посол.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» отметил потребность реализации южного крыла газопроводов, будь то «Южный поток» или «Турецкий поток». «Во-первых, России нужно осуществлять довольно большие поставки в саму Турцию, от этого никуда не деться, ведь у нас подписан долгосрочный контракт, который приносит нам значительные прибыли. Даже после отказа от транзита газа через Украину России все равно придется как-то поставлять его в Турцию. Половину Турция получает по действующему „Голубому потоку“, но вторую половину надо же тоже как-то поставить. Гнать ее через „Северный поток“ — это, конечно, довольно абсурдная ситуация и слишком большие транспортные затраты», — сказал эксперт.

Поэтому, полагает Юшков, России выгодно реализовать «Турецкий поток». «Проблема в политике: российское руководство не будет вести диалог с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и его представителями сейчас, по крайней мере, в ближайшее время точно. Между тем без подписания межправительственного соглашения между Россией и Турцией реализация „Турецкого потока“ невозможна. Напомню, что переговоры остановились из-за того, что правящая Партия справедливости и развития не получила большинство на выборах в июле и не смогла сформировать единолично правительство. То есть подписывать межправсоглашение оказалось не с кем. Сейчас правительство есть, но Москва пока не будет вести диалог с Анкарой. Однако, если ситуация продолжит развиваться в том же русле, России придется продлевать транзит через украинскую газотранспортную систему, а это тоже для России поражение в какой-то степени», — считает он.

Эксперт напомнил, что в фундамент «Турецкого потока» была заложена именно политическая договоренность между двумя президентами. «Создание проекта было во многом решением двух президентов — Путина и Эрдогана. Уже вслед за ними компании стали прорабатывать этот новый маршрут. Сейчас оказывается, что основа, которая была у „Турецкого потока“, разрушена, а без политической составляющей непонятно, как реализовывать этот проект. Основное препятствие для „Турецкого потока“ — отсутствие диалога между Москвой и Анкарой, а вопросы о том, что будет, куда пойдет труба дальше после Турции, выйдет она в Болгарию или в Грецию, кто должен платить за строительство газопровода на территории Европы, являются уже второстепенными», — резюмировал Игорь Юшков.

Старший научный сотрудник Сектора энергетической политики Института экономики РАН Иван Капитонов обратил внимание на позитивную конкуренцию между «Турецким потоком» и «Северным потоком-2». «Эти два проекта конкурируют между собой — и только при наличии такой здоровой конкуренции можно ожидать существенных сдвигов либо в одном проекте, либо в другом. Реально необходимо реализовать только один из этих проектов для того, чтобы поставить должное количество газа в Европу. Поэтому, конечно, Россия обладает собственным интересом в продвижении „Турецкого потока“ именно для того, чтобы заставить европейцев — я имею в виду Германию и Турцию — так или иначе конкурировать между собой в том, кто же первым откроет свои границы для поставок российского газа. С этой точки зрения это все очень даже привлекательно. Но с экономической точки зрения те скидки, которые просит Турция, конечно, очень серьезно девальвируют проект», — отметил эксперт.

«Мы должны понимать, что через „Турецкий поток“ будет поставляться газ не только Турции. Существенные объемы газа будут поставляться на европейский рынок дальше. Вопрос об условиях этих поставок заключается в том, как обойти „Третий энергопакет“, чтобы непосредственно доставлять конечному потребителю этот газ. Если удастся обойти „Третий энергопакет“, тогда этот проект становится экономически целесообразным. Если же сделать этого не удастся, будет создан хаб на территории Турции, которая, фактически, станет заниматься перепродажей российского газа. В таком случае экономическая целесообразность под серьезным вопросом. Так что с точки зрения экономики здесь больше вопросов, чем ответов, а с точки зрения политики проект нужен для того, чтобы конкурировать с „Северным потоком-2“, ведь так или иначе мы реализовываем один из двух проектов», — подчеркнул он.

Источник: Вестник Кавказа, 09.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики