Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У «Южного потока» появляется больше шансов обрести второе дыхание

У «Южного потока» появляется больше шансов обрести второе дыхание

Постпред РФ при ЕС Владимир Чижов заявил, что страны Евросоюза в перспективе будут заинтересованы в возобновлении проекта "Южный поток". По его словам, ЕС будет нуждаться в российском газе в растущих объемах: "… запасы в Северном море уже заканчиваются. Насколько их хватит, будет зависеть от того, как активно газ будет добываться".

В свою очередь посол ЕС в РФ Вигаудас Ушацкас говорит, что реализация проекта «Южный поток» возможна только при полном соблюдении норм третьего энергопакета.

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

«Южный поток» для «Газпрома» остается резервным маршрутом, если учитывать ситуацию с «Турецким потоком». Как долго продлится политический кризис с Турцией и разрешится ли он вообще – не известно. Анкара не отвечает на наши дипломатические призывы, и извинений за сбитый военный самолет Москва не получила. Тупик продолжает влиять на развитие всей кооперации стран, прежде всего, в энергетической отрасли. Так что «Турецкий поток», вполне возможно, и не будет возобновлен.

Поэтому у «Южного потока» появляется больше шансов обрести второе дыхание. Напомню, что уже есть определенная сухопутная инфраструктура на нашем берегу, а также есть наработки по взаимодействию с болгарскими партнерами. Есть даже японские спецтрубы для подводной прокладки. Можно предположить, что «Южный поток» будет возобновлен, но допускаю, что его параметры по мощности могут изменить. Должного спроса на газ в ЕС нет. К тому же Россия успела продвинуться на северном направлении – в плане расширения трубопроводной системы по дну Балтийского моря. «Северный поток-2» – это для «Газпрома» наиболее перспективный на данный момент проект.

Думаю, что таким образом Брюссель, чья риторика всегда предвзятая по отношению к «Газпрому», хочет в очередной раз напугать нас третьим энергопакетом и упредить российские инициативы по «Южному потоку». Правда, со своей стороны мы нисколько не спешим делать какие-либо заявления по «Южному потоку» о его возобновлении. Вообще теперь «Газпрому» логично строить свою модель газового энергетического бизнеса в Европе, делая упор на консервативный сценарий по новым газомагистралям. Дело в том, что торопиться – себе дороже. Сметы трубопроводов почти стабильны, а ценовая конъюнктура на газ в Европе низкая, о $400-500 за тысячу кубометров можно мечтать – на 2016 год «Газпром» видит среднеевропейский ценник на уровне $180 за тысячу кубометров. Таким образом, ценник на газ упал кратно при сохранении потенциала инфраструктурных трат. Это удлиняет коммерческую окупаемость обходных газопроводов мимо Украины.

На данный момент «Газпрому» нет смысла форсировать эту стройку. Пока мы снабжаем европейцев по имеющимся каналам. Как показывает практика, пока есть возможности проходить осеннее-зимний период в рамках зимнего пакета с Украиной. Однако в 2019 году истекает контракт с этим государством, и тогда будут худшие параметры по транзиту, если будет пролонгация. Экономика может измениться не в пользу «Газпрома», вот тогда обходные маршруты будут весьма востребованы. Так что 2017-2018 годы будут определяющими для «Газпрома» в части планов продвижения новой транспортной инфраструктуры для поставок газа в ЕС.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 10.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики