Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Тепло утекает из регионов

Тепло утекает из регионов

В российских регионах выросло число аварий на теплосетях

Число аварий на объектах теплоэнергетики резко выросло. Это связано с холодной зимой, ростом износа оборудования энергохозяйств из-за нехватки средств у компаний и региональных бюджетов. Без долгосрочного тарифного регулирования и привлечения частных инвесторов поддержание теплоснабжения в рабочем состоянии будет обходиться с каждым годом все дороже, полагают эксперты. 

Число аварий планомерно увеличивается год от года. Если в отопительном периоде – 2013/14 произошло более 40 технологических нарушений на тепловых сетях, то в сезоне-2014/15 их количество уже достигло 90, уточнили «Газете.Ru» в Ростехнадзоре.

В Северной столице только за последний месяц произошла целая серия аварий на теплосетях. В результате одной из них в зону ограниченного теплоснабжения на Васильевском острове попали 673 здания, из которых 500 жилых домов и девять лечебных учреждений, в том числе родильный дом и детская больница. В Смоленске с начала года произошло не менее пяти крупных аварий на теплосетях, в результате каждой из которых было нарушено теплоснабжение по меньшей мере 50 жилых домов. В Ижевске из-за многочисленных аварий на теплосетях был введен режим чрезвычайной ситуации.

Похожая ситуация складывается и в некоторых других российских городах. Так, в Улан-Удэ только за 27 дней нового, 2016 года произошло 26 прорывов на теплотрассах. Аварийность там по сравнению с прошлым годом увеличилась на 13%. В январе в Твери текущего года произошли две крупные аварии на теплосетях: 2 января без теплоснабжения остались 60 домов, в зону отключения попали 10 тыс. жителей, 13 января из-за аварии без тепла и горячей воды остались 19 тыс. человек.

Основные причины аварийных ситуаций кроются в сильном износе трубопроводов, эксплуатации тепловых сетей сверх нормативного срока службы (25 лет), низких темпах замены ветхих сетей, отмечают в Ростехнадзоре.

Фактор температурного режима также имеет значение: прошлые зимы были сравнительно теплыми, поэтому аварий было меньше, нынешняя — холоднее, что дополнительно ведет к росту числа аварий. Чем ниже температура воздуха, тем выше температура теплоносителя и давление подачи — изношенные трубы не выдерживают нагрузки.

В случае если температурные отметки в ближайшие годы зимой будут долгое время оставаться в районе –25 °C, ситуация может стать критической.

Износ теплосетей опережает темпы модернизации и реконструкции предприятий энергетики. Это приводит к старению основных фондов и негативно влияет на уровень безопасности при эксплуатации энергохозяйств в зимних условиях. 

В некоторых районах почти вся система теплосетей оценивается как изношенная: так, в Виноградовском районе Архангельской области он составляет 90%, сообщила пресс-служба областной прокуратуры. Износ теплосетей в Твери приблизился к отметке 80%, сообщил гендиректор Тверского энергетического комплекса Ян Горелов. Уровень износа трубопроводов в Чите и Улан-Удэ достиг «критической отметки» — 70%, согласно данным ТГК-14. В Смоленске и Ижевске уровень изношенности также превышает 70%, в Санкт-Петербурге — около 30%.

При этом если смотреть в динамике, то состояние теплосетей во многих регионах только ухудшается.

В той же Удмуртии еще в 2012 году износ теплосетей оценивался в 60%, за три года он усилился до 70%. В Бурятии, по оценкам ТГК-14, при необходимом ежегодном объеме ремонта сетей в 20 км в Улан-Удэ на сегодня ремонтируется только от 6 до 10 км.

Высокий износ теплосетей не только приводит к авариям, но и является причиной низкой эффективности системы теплоснабжения. Из-за старого оборудования потери тепла при передаче через сети доходят, по разным оценкам, до 40%, рассказал «Газете.Ru» аналитик Газпромбанка Матвей Тайц. Из-за больших потерь в энергетике жилищно-коммунальной сферы Россия теряет от 300 млрд до 600 млрд руб. в год, заявил замглавы комитета Совета Федерации по региональной политике Аркадий Чернецкий.

Причина износа теплосетей кроется в нехватке финансовых средств на осуществление ремонтных работ.

Тарифы для населения и объектов социальной сферы — основных потребителей тепла, на чью долю приходится около 75% выработки тепла, — устанавливаются региональными департаментами тарифной и ценовой политики. Но резко поднять стоимость тепла для населения региональные власти не могут, поскольку это социально значимая услуга и может вызвать резкое недовольство со стороны населения.

Федеральная служба по тарифам (объединена с Федеральной антимонопольной службой. — «Газета.Ru») и Региональные энергетические комиссии не всегда утверждают повышение тарифов пропорционально росту затрат, поэтому отдельные тарифы могут быть недостаточными для покрытия всех затрат на производство энергии, говорится в финансовом отчете ТГК-14.

Для стимуляции компаний к инвестированию и обновлению активов необходимо ввести долгосрочное регулирование в сетях.

«Сейчас это рискованно, так как регулятор может понизить тариф», — добавил аналитик Газпромбанка.

«Коммуналка как была проблемной, так и остается. Если вы хотите сделать тепловой бизнес нормальным бизнесом, нужно сделать так, чтобы в него пришли частные компании и занимались управлением. Для этого необходимо сделать этот вид деятельности инвестиционно привлекательным», — отметил Константин Симонов, глава Фонда национальной энергетической безопасности. Но, по его словам, этому препятствует текущее тарифное регулирование, которое пока не способно покрыть затраты предприятий на обновление хозяйств.

Пока те средства, которые направляются, в частности, из региональных бюджетов на ремонт энергохозяйств, недостаточны для того, чтобы радикально поменять ситуацию с уровнем износа. Поэтому поддержание систем в мало-мальски сносном состояние, видимо, с каждым годом будет обходиться все дороже, пояснил Симонов.

Автор: Елена Платонова

Источник: Газета.Ru, 10.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики