Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бывшие противники «Южного потока» кусают локти, глядя на Украину

Бывшие противники «Южного потока» кусают локти, глядя на Украину

В последние дни в СМИ все чаще стали вспоминать о «Южном потоке». В частности, Вигаудас Ушацкас, посол Евросоюза в России, заявил, что Европа заинтересована в поиске новых способов диверсификации поставок газа на Украину. «Не Европейский союз принял решение отказаться от реализации проекта «Южный поток», — напомнил он.

Как рассказал ФБА «Экономика сегодня» Алексей Гривач, заместитель генерального директора по газовым проблемам фонда Национальной энергетической безопасности, существуют страны, которые до сих пор заинтересованы в том, чтобы «Южный поток» состоялся.

Прежде всего, это Болгария, которая находилась под давлением, когда надо было принять финальное решение и выдать разрешение на строительство. В результате разразился политический кризис, и Россия была вынуждена отказаться от реализации «Южного потока» именно из-за отсутствия разрешения от Болгарии, а не от Европейской комиссии, которая, на самом деле, никакого отношения к выдаче таких разрешений не имеет.

«Не думаю, что те, кто был против «Южного потока», резко поменяли свое мнение. В нем могут быть заинтересованы такие страны, как Словакия, которая по понятным причинам сейчас является основным транзитером газа, который идет через территорию Украины, и, соответственно, после окончания контракта, может лишиться и доходов от транзита.

Но странам, которые хотели бы вернуться к идее «Южного потока» необходимо самим инициировать диалог на эту тему и, прежде всего, предложить формы его реализации, которые бы их устроили и устроили бы Россию, как поставщика газа. Учитывая, что «Турецкий поток» находится под большим вопросом, поскольку, хотя официально от него не отказались, надеяться на инвестиции в этот проект при нынешнем состоянии российско-турецких отношений, не приходится», — отмечает он.

Для того, чтобы обеспечить российский газ для Юго-Восточной Европы напрямую, а не через Север, у «Южного потока» есть определенная перспектива. Стоит понимать, что украинская ГТС выпадает из истории не потому, что весь газ авторитарным решением пойдет через «Южный поток», «Северный поток 2» или еще какие-то газопроводы. «Нафтогаз» в принципе может функционировать только до тех пор, пока нет альтернативы, любая конкуренция их убьет.

«С ними постоянно приходится придумывать зимние, летние, осенние, весенние пакеты, только чтобы уделять помощь, кредитовать закупку газа, давать скидки и все ради того, чтобы газ шел в Европу. И, конечно, если появится хоть какая-то другая возможность, конечные потребители будут рады избавиться от этой головной боли. Это не нормальный бизнес.

С одной стороны, Евросоюз, Еврокомиссия должны политически поддерживать руководство Украины и говорят, что Украина им нужна как транзитер. С другой стороны, они же говорят, что хотят снизить объемы российского газа, поступающего в ЕС. Если сложить эти две мысли воедино, то они сильно противоречат друг другу. Поскольку, если снижать закупки российского газа, то первое направление, которое попадает под сокращение – это Украина. То есть если европейцы действительно хотят сохранить ГТС, то нужно увеличивать закупки российского газа, а не уменьшать», — объясняет эксперт.

Автор: Инна Усова

Источник: Экономика сегодня, 10.02.2016 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики