Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФАС ожидает дефицита бензина с 1 июля

ФАС ожидает дефицита бензина с 1 июля

Федеральная антимонопольная служба попросила правительство продлить оборот бензина «Евро-4» до конца этого года

Федеральная антимонопольная служба направила в правительство предложение сохранить оборот бензина экологического класса «Евро-4» как минимум до конца 2016 года. Об этом говорится в ответном письме замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина депутатам Госдумы Валерию Рашкину и Сергею Обухову, ранее возмутившимся бездействием ФАС из-за высоких цен на бензин. Переход на «Евро-5» по всей России сейчас предусмотрен с 1 июля 2016 года. 

«Инициировано и направлено письмо в правительство РФ с предложением ФАС России по внесению изменений в Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину...» в части продления срока выпуска в обращение и обращения автомобильных бензинов экологического класса К-4 [«Евро-4»] на территории РФ до 31 декабря 2016 года, в том числе в целях недопущения дефицита нефтепродуктов на территории РФ», — говорится в письме Анатолия Голомолзина.

Согласно срокам, установленным Техническим регламентом Таможенного союза, переход российских НПЗ на «Евро-5» должен был состояться с начала 2016 года. Но весной 2015-го против перехода выступили нефтяники, опасавшиеся не успеть провести модернизацию своих заводов, а затем и сама ФАС. По мнению ведомства, это было невозможно и чисто технически.

Лидер партии ПАРНАС требует,чтобы нападавших привлекли кответственности, так как ониугрожали ему расправой

— С учетом экономических событий нефтяные компании не успеют модернизировать производства. В этих обстоятельствах переход на «Евро-5» возможен только благодаря использованию присадок. Однако, как известно, большинство из них — иностранного производства, — заявлял в июле начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.

По данным ФАС, в прошлом году цены на бензин в России выросли более чем на 5%, на что повлиял ряд факторов: «налоговый маневр» (экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты снижены, повышен НДПИ на нефть и газовый конденсат), инфляция, традиционный весенний ремонт всех российских нефтеперерабатывающих заводов, рост экспорта бензина, снижение производства бензинов внутри страны и импорта топлива из Белоруссии. Чтобы не допустить повторения ситуации, ФАС предприняла ряд профилактических мер, вплоть до наложения штрафов на крупные нефтекомпании. В числе этих мер Анатолий Голомолзин в письме депутатам назвал и письмо в правительство о продлении оборота «Евро-4».

Минэнерго тоже поддержало ранее перенос запрета «Евро-4»: по оценкам министра Александра Новака, дефицит мог составить 2–4 млн т. Сначала правительство было не против переноса на год (курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович не возражал), но премьер Дмитрий Медведев настоял на полугодовой отсрочке, это октябрьское решение правительства утвердила Евразийская экономическая комиссия. Всего компании должны были провести реконструкцию 34 установок и построить 99 новых, в конце прошлого года о досрочном переводе всех НПЗ на «Евро-5» объявляла «Роснефть».

Интересно, что автобизнесу тоже дали отсрочку, но частичную. С 1 января 2016 года двигатели всех легковых автомобилей категории М1 (помимо места водителя не более восьми мест для пассажиров), импортируемых в Россию и производящихся здесь, должны соответствовать экологическому классу «Евро-5». Это правило не касается грузовой и коммерческой техники, а также автомобилей повышенной проходимости (внедорожников). Они по-прежнему могут быть реализованы с двигателями «Евро-4», переход на «Евро-5» запланирован с 2017 года.

Отсрочка отодвинула опасения по дефициту топлива — в январе 2016 года его запасы были выше, чем в январе 2015-го, сообщал Анатолий Голомолзин. Но в феврале картина уже иная: если на начало февраля прошлого года запасы составляли 1,75 млн т, то в этом году — уже 1,54 млн т, говорит директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. Пик спроса традиционно приходится как раз на III квартал, когда все НПЗ должны будут перейти на «Евро-5», и, вероятно, ФАС пытается застраховаться от возможной нехватки товара на внутреннем рынке и скачка цен, считает аналитик.

Своим письмом ФАС может лоббировать и интересы нефтяников — к июлю у компаний останутся большие запасы топлива «Евро-4», считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

— Все крупнейшие вертикально интегрированные компании уже закрыли программы модернизации и перешли на выпуск стандарта «Евро-5». Но остается проблема реализации запасов «Евро-4», и дополнительные полгода могли бы ее решить, — полагает он.

Авторы: Арсений Погосян, Анна Ивушкина 

Источник: Известия, 15.02.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики