Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кто грустит по дорогой нефти

Кто грустит по дорогой нефти

Дешевая нефть тормозит сценарий конца эпохи углеводородов 

За отчаянными вопросами о том, сколько будет стоит нефть, несколько ушел в тень другой любопытный вопрос: а что же лучше для мировой экономики – дешевая нефть или дорогая. Вопреки расхожему убеждению, что на дорогой нефти зарабатывают только русские, арабы да африканцы, все не так просто. Об этом говорят и появляющиеся западные исследования, фиксирующие, что в период дорогой нефти мировая экономика растет быстрее.

Прежде всего, нефтедобывающих стран в мире не так и мало. И экономика многих из них оказывается в предынфарктном состоянии. Можно сколько угодно рассказывать про сырьевое проклятье, но если убрать сырьевой бизнес, то новой экономики, условно говоря, в Нигерии, увы, не возникнет. Значит, в такие страны с низкими ценами на нефть приходят не структурные реформы, а бедность.

Но и для стран Запада эффект низких цен не так однозначен. США нарастили добычу нефти более чем в полтора раза за пять лет и почти догнали нас с саудитами. На 30% выросла Канада, сверхамбициозные газовые проекты запустила Австралия. Вокруг экономики сланцевой нефти ломается много копий, но очевидно, что, когда ты продаешь ниже себестоимости, радости это не приносит.

Даже Европа оказалась не в самой простой ситуации. Нефтепродукты и природный газ давно уже стали хорошим источником пополнения бюджетов, причем налоговая нагрузка на их продажу только росла. Кроме того, Европа не спешит убивать свою переработку нефти. Хотя такие прогнозы и были.

Но главные пострадавшие на Западе – производители зеленой энергетики. При сверхвысоких ценах на нефть можно было очень быстро приближаться к себестоимости производства электроэнергии из углеводородов. А когда цена на нефть стала резко падать, оказалось, что углеводородная черепаха снова сильно обогнала быстроногого зеленого Ахиллеса. Да, у него вроде есть еще экологический козырь. Но капитализм есть капитализм. Что ярко доказала Европа – когда газ стал дорожать в начале декады, она без всяких сомнений стала наращивать потребление более дешевого, но экологически грязного угля, и никакие слезы о судьбе нашей планеты не покатились из ее глаз.

Выходит, что дешевая нефть тормозит гиперпопулярный сценарий конца эпохи углеводородов. Общим местом стали рассуждения о том, что уже завтра будет решена проблема хранения электроэнергии и электромобили победят бензиновый двигатель. Но дешевая нефть дает новый аргумент углеводородам. Скажем, автомобилизация Китая и Индии с учетом уровня располагаемых доходов населения вряд ли пойдет по пути тотального пересаживания на электромобили, пусть даже они и неплохо показывают себя в Китае. А вот в США в прошлом году их продажи даже упали и составили менее 1% от рынка. Цены на бензин берут свое. Ушли страхи сырьевого национализма, сланцы позволили переоценить запасы углеводородов в западных странах, прежде всего в Северной Америке. В общем, углеводородные динозавры еще поживут.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 09.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики