Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина ищет инвестора для модернизации ГТС, чтоб сохранить транзит газа «Газпрома»

Украина ищет инвестора для модернизации ГТС, чтоб сохранить транзит газа «Газпрома»

На обновление труб ей может потребоваться до $7 млрд

Украина должна быть готова к привлечению иностранного инвестора в свою газотранспортную систему (ГТС) к концу арбитражного спора с «Газпромом», заявил в пятницу предправления «Нафтогаза» Андрей Коболев. По его словам, это обязательное условие для сохранения объемов транзита российского газа через Украину. «Даже не так для инвестиций, как с точки зрения комфортности и прозрачности для европейских стран», – объяснил он (цитата по «Интерфакс»).

Он назвал проект «Северный поток – 2» угрозой для ГТС Украины и предложил создать новое юридическое лицо в собственности Фонда госимущества страны под условным названием «Магистральные газопроводы Украины». Эта структура станет оператором украинской ГТС, именно в нее необходимо привлечь иностранного инвестора.

Контракт «Газпрома» с Украиной на транзит газа истекает в 2019 г. Предправления «Газпрома» Алексей Миллер осенью говорил, что компания готова вести переговоры с Украиной о новом соглашении.

Арбитражный спор в Стокгольме между «Газпромом» и «Нафтогазом» ведется с 2014 г. Сумма исков «Нафтогаза» к «Газпрому» приближается к $30 млрд, заявил Коболев. Сам «Газпром» хочет взыскать с украинской стороны $32 млрд. В октябре «Газпром» предъявил новые претензии к «Нафтогазу» об оплате «несанкционированно осевших» на территории Украины объемов газа на сумму $5,861 млн.

Инвестор должен получить гарантии сохранения транзита, но для этого должен быть долгосрочный контракт на приемлемых условиях, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. По его словам, транзит российского газа идет по трем украинским трубам: одной из них около 40 лет, второй – 30 лет, третьей – около 27 лет. Через пять лет и эта самая «молодая» украинская труба достигнет срока, когда понадобится ее полная замена. Чтобы сохранить транзит на текущем уровне, Украине понадобятся инвестиции в ГТС около $5–7 млрд, добавляет Гривач. В начале 2000-х Россия, Германия и Украина обсуждали вариант, когда поставщик, транзитер и потребитель газа вместе управляют ГТС, руководство Украины отказалось от этого проекта по политическим мотивам. Сейчас предлагается похожая схема, но без учета интересов поставщика, что сделает конструкцию несбалансированной, а значит, и нежизнеспособной, считает он. «Нафтогаз» может сохранить транзит газа и без иностранного партнера, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: инвестиции в ГТС обеспечиваются транзитным тарифом, и делить эти деньги с каким-то партнером не имеет смысла. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос «Ведомостей».

Автор: Иван Песчинский

Источник: Ведомости, 19.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики