Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина ищет инвестора для модернизации ГТС, чтоб сохранить транзит газа «Газпрома»

Украина ищет инвестора для модернизации ГТС, чтоб сохранить транзит газа «Газпрома»

На обновление труб ей может потребоваться до $7 млрд

Украина должна быть готова к привлечению иностранного инвестора в свою газотранспортную систему (ГТС) к концу арбитражного спора с «Газпромом», заявил в пятницу предправления «Нафтогаза» Андрей Коболев. По его словам, это обязательное условие для сохранения объемов транзита российского газа через Украину. «Даже не так для инвестиций, как с точки зрения комфортности и прозрачности для европейских стран», – объяснил он (цитата по «Интерфакс»).

Он назвал проект «Северный поток – 2» угрозой для ГТС Украины и предложил создать новое юридическое лицо в собственности Фонда госимущества страны под условным названием «Магистральные газопроводы Украины». Эта структура станет оператором украинской ГТС, именно в нее необходимо привлечь иностранного инвестора.

Контракт «Газпрома» с Украиной на транзит газа истекает в 2019 г. Предправления «Газпрома» Алексей Миллер осенью говорил, что компания готова вести переговоры с Украиной о новом соглашении.

Арбитражный спор в Стокгольме между «Газпромом» и «Нафтогазом» ведется с 2014 г. Сумма исков «Нафтогаза» к «Газпрому» приближается к $30 млрд, заявил Коболев. Сам «Газпром» хочет взыскать с украинской стороны $32 млрд. В октябре «Газпром» предъявил новые претензии к «Нафтогазу» об оплате «несанкционированно осевших» на территории Украины объемов газа на сумму $5,861 млн.

Инвестор должен получить гарантии сохранения транзита, но для этого должен быть долгосрочный контракт на приемлемых условиях, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. По его словам, транзит российского газа идет по трем украинским трубам: одной из них около 40 лет, второй – 30 лет, третьей – около 27 лет. Через пять лет и эта самая «молодая» украинская труба достигнет срока, когда понадобится ее полная замена. Чтобы сохранить транзит на текущем уровне, Украине понадобятся инвестиции в ГТС около $5–7 млрд, добавляет Гривач. В начале 2000-х Россия, Германия и Украина обсуждали вариант, когда поставщик, транзитер и потребитель газа вместе управляют ГТС, руководство Украины отказалось от этого проекта по политическим мотивам. Сейчас предлагается похожая схема, но без учета интересов поставщика, что сделает конструкцию несбалансированной, а значит, и нежизнеспособной, считает он. «Нафтогаз» может сохранить транзит газа и без иностранного партнера, считает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: инвестиции в ГТС обеспечиваются транзитным тарифом, и делить эти деньги с каким-то партнером не имеет смысла. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос «Ведомостей».

Автор: Иван Песчинский

Источник: Ведомости, 19.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики