Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» начинает операцию «Посейдон»

«Газпром» начинает операцию «Посейдон»

Удастся ли российской компании зайти в Европу по дну Черного моря?

В среду, 24 февраля, «Газпром», итальянская Edison и греческая DEPA подписали в Риме меморандум о поставках российского газа по дну Черного моря через третьи страны в Грецию и далее в Италию. Что симптоматично, накануне председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер встретился с министром экономического развития Италии Федерики Гуиди, а на церемонии подписания присутствовал генсек МИД Греции Гиоргос Ципрас.

Цель меморандума — организовать южный маршрут поставок российского газа в Европу. Для этого стороны намерены использовать результаты работ, проведенных Edison и DEPAв рамках проекта ITGI Poseidon (Interconnector Turkey — Greece — Italy), сообщил «Газпром».

«Возрождение этого проекта усиливает энергетическую безопасность Европы благодаря появлению дополнительного канала поставок, и повышает роль Греции как крупного коридора для поставок газа из различных источников и маршрутов», — заявил главный исполнительный директор DEPA Теодорос Китсакос.

Напомним, что «Посейдон» (Poseidon) — это морская часть проекта ITGI, из Турции через Грецию в Италию по дну Ионического моря. Соглашение о строительстве подводного газопровода стороны, включая Болгарию, подписали еще в 2002 году, но до реализации дело так и не дошло. Предполагалось, что «нитка» протянется от греческого Ставролиминаса до итальянского Отранто. Стоимость всего проекта оценивалась в 2008 году в € 1 млрд, а строительство его морского участка — в € 350 млн.

В теории, сегодня «Посейдон» может быть продолжением как «Турецкого потока», так и «Южного». В свое время «Газпром» последовательно обсуждал строительство двух этих газопроводов мощностью по 63 млрд кубометров в год каждый, чтобы отказаться от транзита через Украину. Однако в итоге оба проекта были заморожены. «Южный поток» — из-за противодействия европейских стран. «Турецкий поток» — из-за сбитого ВВС Турции российского Су-24М.

После этого «Газпром» начал переговоры по «Северному потоку-2» мощностью 55 млрд кубометров с североевропейскими странами, и привлек в консорциум BASF, E. On, Engie, OMV и Shell.

Возможно, именно это толкает теперь южноевропейские страны пересмотреть позиции, и все-таки решиться на строительство газопровода. В начале января 2016 года в прессе появились слухи о возможном возобновлении «Южного потока». О таких планах, как писала болгарская газета Standart, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов якобы рассказал своему окружению. Однако официально в правительстве республики эту информацию не подтвердили.

Что стоит за инициативой «Газпрома», удастся ли реализовать проект газопровода в Южную Европу по дну Черного моря?

 — О южном маршруте поставок российского газа вновь заговорили, поскольку проблема снабжения Турции и Балкан в обход Украины никуда не делась, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

— С помощью «Северного потока-2» можно легко решить проблему поставок в Италию. В этом случае достаточно завести газ в Австрию, а дальше имеется действующая «труба», по которой «голубое топливо» можно переправить на Апеннинский полуостров. С Турцией и Балканами вопрос решить сложнее — тут в любом случае необходимо строить дополнительные газопроводы.

В Турцию, напомню, российский газ идет по двум маршрутам: напрямую по газопроводу «Голубой поток» по дну Черного моря (его мощность 16 млрд кубометров в год), и по Трансбалканскому газопроводу — через Украину, Румынию и Болгарию. Этот второй маршрут и является проблемным, если мы намерены отказываться от украинского транзита.

Именно на разруливание вопросов поставок в Турцию и на Балканы в первую очередь направлен меморандум «Газпрома», Edison и DEPA.

При этом стороны решили предусмотреть и дополнительную возможность поставок газа в Южную Италию. Туда сейчас, напомню, идут поставки газа из Ливии, но они не слишком стабильны. К тому же никто не может поручиться, что будет с Ливией через 5−10 лет. Итальянцы уже подписали газовое соглашение с Азербайджаном, но, видимо, хотят подстраховаться еще и российским «голубым топливом».

Впрочем, надо понимать: меморандум — всего лишь декларация о намерениях, а не обязательное к исполнению решение.

«СП»: — Как конкретно может выглядеть южный маршрут поставок?

— Имеется всего три страны, через которые «Газпром» может зайти в Южную Европу через Черное море. Это Турция, Болгария и Румыния. На мой взгляд, на сегодня наиболее проработан болгарский вариант: там определен конкретный маршрут, поэтому газопровод можно начинать строить в любой момент.

Но, как мы прекрасно помним, в декабре 2014 год Москва отказалась от строительства"Южного потока" через территорию Болгарии. Это произошло после того, как правительство Болгарии под руководством Пламена Орешарски постановило прекратить работу над проектом в июне 2014 года. Такое решение София объяснила несоответствием проекта требованиям Еврокомиссии.

Возможно, сейчас ситуация изменилась — например, Италия сможет лучше отстаивать свои права, и тогда у «Газпрома» есть шансы. Если же нет — болгары ясно показали, что в принципе не способны постоять за себя. Потому надеяться на них не имеет смысла. Да, если Еврокомиссия — а еще лучше США — разрешат болгарам принять российский газ, они с радостью ухватятся за эту возможность. Но пока ничего не указывает, что они такое разрешение получат.

Есть, правда, вариант, альтернативный черноморскому: решить проблему Украины, и оставить украинский транзит. Это возможно, если обстановка в «незалежной» стабилизируется, а ее ГТС будет владеть и управлять международный газовый консорциум. Но пока, понятно, на Украине такого и близко нет.

«СП»: — Значит ли это, что мы можем вернуться к «Турецкому потоку»?

— С турками ситуация складывается интересная. Турция, напомню, второй по объемам покупатель российского газа после Германии. Причем, даже после инцидента с Су-24М, после резкого охлаждения российско-турецких отношений и недружественной риторикой с обеих сторон, российский газ в Турцию продолжает поступать без перебоев. С Анкарой у «Газпрома» подписаны долгосрочные контракты, которые мы просто обязаны выполнять. Поэтому, если мы отказываемся от украинского транзита, нам нужно решать и проблему выпадающих турецких поставок — все-таки строить газопровод в Турцию.

С другой стороны, геополитический расклад сил меняется — дело дошло уже до временного перемирия в Сирии. Возможно, и наши отношения с турками в перспективе выправятся настолько, что возвращение к «Турецкому потоку» станет возможным.

Скажу больше: «Турецкий поток» на две трети состоит из «Южного потока», ответвление которого идет не на Болгарию, а налево, в сторону Турции. Это значит, при желании можно будет построить два газопровода: и в Турцию, и в Болгарию.

«СП»: — Когда станет понятно, по каким маршрутам мы будем поставлять газ в Европу?

— Думаю, сейчас этого никто точно не знает. У России есть желание обеспечить европейские поставки, у Турции и Южной Европы — объективные потребности в газе. Но, с другой стороны, имеется масса заинтересованных игроков как в ЕС, так и в США, которые мешают реализации газовых проектов. Точно можно сказать одно: какой-то из южных газопроводов «Газпром» наверняка построит…

 — «Газпром» решает задачу, что называется, с хвоста, — отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

— Концерн подписанием меморандума подал сигнал, что готов поставлять газ в Италию и Грецию, и что первичные транзитеры — Болгария и Турция — должны обратить внимание: черноморский проект заморожен, но может быть снова актуализирован. В конце концов, турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган не вечен, и если политический курс Турции поменяется, вполне возможно, мы сможем начать реализацию «Турецкого потока».

«Газпром» в меморандуме обрисовывает стратегические цели и дает стратегические наметки. Из них, в частности, следует, что в целом курс «Газпрома» остается неизменным, и он намерен обходить Украину — как с севера, так и с юга.

Да, по «Северному потоку-2» на сегодня наблюдаются большие подвижки, чем по южному направлению. Но зато на южном направлении имеется отправная инфраструктура: в Краснодарском крае, например, ждут своего часа японские трубы, предназначенные для глубоководной части газопровода. Это говорит о том, что «Южный поток» — проект далеко не сырой, и что «Газпром» настроен на его реализацию в перспективе.

С другой стороны, российский концерн смягчил позицию по украинскому маршруту. Как следует из последних заявлений «Газпрома», Украина и после 2019 года сохранится как транзитер, несмотря на политические разногласия Москвы и Киева.

На мой взгляд, это прагматичное решение. Дело в том, что в нынешней экономической ситуации просто нет смысла в форсированном строительстве новых магистральных газопроводов.

Изначально при расчете экономической эффективности и «Южного потока», и «Турецкого потока», закладывалась высокая цена газа — свыше $ 400 за тысячу кубометров. Но с тех пор цены на «голубое топливо» существенно упали, вслед за нефтяными котировками, и в 2016 году «Газпром» хотел бы получать с европейских покупателей всего $ 180 за тысячу «кубов». Такая неблагоприятная конъюнктура сильно удлиняет сроки окупаемости магистральных газопроводов, что «Газпрому» совершенно не на руку.

Думаю, российский концерн в любом случае сначала дождется роста цен на «голубое топливо», и только потом будет строить новые газопроводы, в том числе в Южную Европу…

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 25.02.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики