Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Если мы строим новую ОПЕК, то менеджерские навыки неплохо применить и на внутреннем рынке»

«Если мы строим новую ОПЕК, то менеджерские навыки неплохо применить и на внутреннем рынке»

Нефть, как известно, — для нас особое слово. Поэтому совещание Путина с нефтяными генералами не может не вызвать повышенного внимания. Главная тема — ситуация на мировом рынке нефти и вклад России в общее дело мировых экспортеров — сокращение предложения «черного золота» для стабилизации цен. Президент напоминает собравшимся, что Россия уже взяла на себя обязательство не наращивать добычу и спрашивает, согласны ли они с этим. Они не возражают, а за столом сидит примерно 80% страновой добычи. Конечно, в каждом соглашении есть свои допуски и хитрости. Ну, скажем, мы зафиксировали добычу не на уровне 2015 года, а исходя из суточной добычи на 11 января 2016 года, когда мы поставили новый рекорд. Значит, в реальности мы в 2016 году можем даже вырасти на 1,5-2%, не нарушив обязательств.

Еще одна возможность — соглашение фиксирует добычу, а не экспорт. Не исключено, что потребление топлива внутри страны будет снижено. Значит, есть возможность нарастить экспорт, не увеличивая добычу. Но, несмотря на это, ограничения все же приняты. Мы продолжаем выстраивать ОПЕК-2. Более 15 нефтедобывающих стран уже поддержали нашу инициативу. Мы уже обсуждали трудности на этом пути. Нужно уговорить Иран, не рассориться с Саудовской Аравией, а затем, через какое-то время, взять на себя повышенные обязательства: все же, если хотите убрать навес с рынка, нужно добычу сокращать, а не просто не наращивать.

Впрочем, фактор низких цен и политических рисков уже сказывается на отрасли. Скажем, Ирак к соглашению не присоединился, а в феврале обвалил добычу на 270 тыс. баррелей в сутки, прежде всего из-за террористической активности. Увы, сценарий падения добычи и нам нужно держать в уме, причем без всяких внешних обязательств. Тут как в старой юмореске — коли все равно голодаем, так давайте за что-то голодать. Ну коль добыча все равно упадет, то давайте сделаем это частью наших международных обязательств. А причина ясна. В ситуации низких цен на нефть у Минфина один рецепт пополнения бюджета — дополнительные фискальные сборы с нефтяных компаний. У отрасли забираются инвестиции, компании экономят на будущем. Скажем, в 2015 году разведочное бурение упало на 20%. Все это скажется на объемах добычи. С такими налогами ни в какую ОПЕК и вступать не надо.

Нефтяные компании на встрече вроде как просили не повышать налоги дальше. Ну так они это и раньше говорили. Посмотрим, чем это кончится. Но, как показывает конец 80-х, с рекордов до антирекордов можно скатиться буквально за несколько лет. Так что я бы сейчас не только договаривался снаружи, но и внутри. Нам нужно что-то вроде общественного договора между компаниями отрасли и государством, где компании бы гарантировали уровень инвестиций в добычу, переработку и новые технологии, а государство четко фиксировало налоговый режим на среднесрочную перспективу. Потому как если мы строим новую ОПЕК, то менеджерские навыки неплохо применить и на внутреннем рынке.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Коммерсантъ ФМ, 02.03.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики