Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Если мы строим новую ОПЕК, то менеджерские навыки неплохо применить и на внутреннем рынке»

«Если мы строим новую ОПЕК, то менеджерские навыки неплохо применить и на внутреннем рынке»

Нефть, как известно, — для нас особое слово. Поэтому совещание Путина с нефтяными генералами не может не вызвать повышенного внимания. Главная тема — ситуация на мировом рынке нефти и вклад России в общее дело мировых экспортеров — сокращение предложения «черного золота» для стабилизации цен. Президент напоминает собравшимся, что Россия уже взяла на себя обязательство не наращивать добычу и спрашивает, согласны ли они с этим. Они не возражают, а за столом сидит примерно 80% страновой добычи. Конечно, в каждом соглашении есть свои допуски и хитрости. Ну, скажем, мы зафиксировали добычу не на уровне 2015 года, а исходя из суточной добычи на 11 января 2016 года, когда мы поставили новый рекорд. Значит, в реальности мы в 2016 году можем даже вырасти на 1,5-2%, не нарушив обязательств.

Еще одна возможность — соглашение фиксирует добычу, а не экспорт. Не исключено, что потребление топлива внутри страны будет снижено. Значит, есть возможность нарастить экспорт, не увеличивая добычу. Но, несмотря на это, ограничения все же приняты. Мы продолжаем выстраивать ОПЕК-2. Более 15 нефтедобывающих стран уже поддержали нашу инициативу. Мы уже обсуждали трудности на этом пути. Нужно уговорить Иран, не рассориться с Саудовской Аравией, а затем, через какое-то время, взять на себя повышенные обязательства: все же, если хотите убрать навес с рынка, нужно добычу сокращать, а не просто не наращивать.

Впрочем, фактор низких цен и политических рисков уже сказывается на отрасли. Скажем, Ирак к соглашению не присоединился, а в феврале обвалил добычу на 270 тыс. баррелей в сутки, прежде всего из-за террористической активности. Увы, сценарий падения добычи и нам нужно держать в уме, причем без всяких внешних обязательств. Тут как в старой юмореске — коли все равно голодаем, так давайте за что-то голодать. Ну коль добыча все равно упадет, то давайте сделаем это частью наших международных обязательств. А причина ясна. В ситуации низких цен на нефть у Минфина один рецепт пополнения бюджета — дополнительные фискальные сборы с нефтяных компаний. У отрасли забираются инвестиции, компании экономят на будущем. Скажем, в 2015 году разведочное бурение упало на 20%. Все это скажется на объемах добычи. С такими налогами ни в какую ОПЕК и вступать не надо.

Нефтяные компании на встрече вроде как просили не повышать налоги дальше. Ну так они это и раньше говорили. Посмотрим, чем это кончится. Но, как показывает конец 80-х, с рекордов до антирекордов можно скатиться буквально за несколько лет. Так что я бы сейчас не только договаривался снаружи, но и внутри. Нам нужно что-то вроде общественного договора между компаниями отрасли и государством, где компании бы гарантировали уровень инвестиций в добычу, переработку и новые технологии, а государство четко фиксировало налоговый режим на среднесрочную перспективу. Потому как если мы строим новую ОПЕК, то менеджерские навыки неплохо применить и на внутреннем рынке.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Коммерсантъ ФМ, 02.03.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики