Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Если мы решим проблему с добычей нефти, цена не вернется на $100 моментально»

«Если мы решим проблему с добычей нефти, цена не вернется на $100 моментально»

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в интервью «Ъ FM»

Насколько переизбыток предложения нефти влияет на ее стоимость? Возможно ли оценить реальный объем добычи, который необходимо сократить? Как образуется система налогообложения на разработку полезных ископаемых? На эти и другие вопросы ведущему «Коммерсантъ FM» Анатолию Кузичеву ответил глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в рамках программы «Действующие лица».

«Мы четко не знаем, как функционирует мировой рынок нефти»

Константин Симонов о зависимости переизбытка предложения на рынке нефти и ее стоимости: «Вопрос значимый — как определяется цена на нефть. Тут много копий ломается, потому что есть разные точки зрения. Вы исходите из рыночной теории, которая говорит о том, что цена на нефть определяется путем баланса спроса и предложения. Я лично считаю, что ситуация чуть более тонкая. В рамках данной логики получается, что сейчас на рынке нефти переизбыток предложения. Возникает классическая ситуация в стиле Адама Смита: цена равновесия снижается, потому что спрос превышает предложение. Идея заключается в том, чтобы попытаться договориться с другими производителями нефти и предложение сократить или ограничить — тем самым, повлиять на цену. Тут, на самом деле, достаточно большое количество вопросов возникает: как это будет функционировать — это как раз проблемная часть этой истории.

На самом деле, мы должны сначала сказать: мы понимаем, какой у нас уровень переизбытка на этом рынке? Потому что те цифры, которые называются, — 2 млн баррелей в сутки — обычно берутся из докладов Мирового энергетического агентства, которые, естественно, никем не перепроверяются, потому что у нас нет пока такой возможности. Это одна из проблем: мы не знаем четко, как функционирует мировой рынок нефти. То есть нам Мировое энергетическое агентство выпускает доклад и говорит: а вот так. И мы, соответственно, повторяем. Хотя далеко не факт, что этот переизбыток составляет именно 2 млн баррелей в сутки. То есть сразу возникает вопрос: насколько надо ограничить это предложение, чтобы убрать этот навес? Уверены ли мы в том, что цифры, которые дает Мировое энергетическое агентство, правдивы?».

«ОПЕК не выполняет те решения, которые принимает»

Константин Симонов о работе ОПЕК: «Мы прекрасно знаем все те проблемы, которые в ОПЕК существуют. Проблема самая главная заключается в том, что ОПЕК не выполняет те решения, которые принимает. Не является секретом, что квоты, которые ОПЕК сокращает, не выполняются, страны жульничают. Это вопрос дисциплины, страны жульничают. Естественно, это становится предметом гласности, и сразу возникают вопросы, что, как и зачем.

Во-вторых, есть очень серьезная проблема, связанная с выяснением того, кто главный в ОПЕК. Эта проблема стала особенно острой после того, как с Ирана сняли санкции, потому что мы знаем, что Саудовская Аравия — основной участник ОПЕК. Когда США стали снимать с Ирана санкции, у Ирана возникло ощущение, что он должен восстановить свой авторитет, то есть Иран считает, что когда на него наложили санкции, запретили поставлять в Европу, саудиты этот рынок заняли, они начали поставки вместо Ирана, и Иран считает, что его надо вернуть».

«Главная задача Минфина — как бы с нефтегазовой промышленности еще собрать денег»

Константин Симонов о налоге на добычу полезных ископаемых: «По поводу НДПИ и себестоимости — когда мы считаем НДПИ, там есть специальная формула, которая учитывает курс рубля, естественно, стоимость нефти. При этом интересно, что там в формуле заложено, что от $15 за баррель не попадает под налогооблажение, то есть из базы вычитается. Грубо говоря, если нефть стоит $10 на рынке, то НДПИ вы вообще не платите. В этом плане $15 — такая цифра, даже под налоги не попадающая. Кстати, Минфин в этом году, там же талантливые люди сидят, главная их задача — как бы с нефтегазовой промышленности еще собрать денег, они предложили — это еще не принято решение, — а чего $15, давайте $7! Снизим неналогооблагаемую с $15 до $7. Ситуация заключалась в том, что когда в 2015 году стало очевидно, что бюджет у нас не сходится, Минфин предложил в начале осени простую идею: давайте поменяем в формуле НДПИ курс рубля на более выгодный Минфину. Элегантно брюки одним движением превращаются в элегантные шорты. То есть поменяли циферку — плюс 600 млрд в бюджете. Вот и вся математика. Но компании возмутились».

Источник: Коммерсантъ ФМ, 01.03.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики