Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Еврокомиссия ищет способ уступить «Газпрому», не потеряв лицо

Еврокомиссия ищет способ уступить «Газпрому», не потеряв лицо

Очередные переговоры представителя Газпрома, Александра Медведева, и еврокомиссара по вопросам конкуренции Маргарет Вестаргер, состоятся сегодня, 9 марта. На повестке дня обсуждение вопроса о претензиях, выдвинутых Еврокомиссией в связи с подозрениями в нарушении «Газпромом» антимонопольного законодательства.

Учитывая предыдущие переговоры, которые проходили в начале 2016 года, вполне можно предположить, что Еврокомиссия в этом вопросе идет на попятную. Так, еврокомиссар Маргарет Вестаргер по итогам предыдущей встречи заявляла что «Газпром» готов взять на себя урегулирование претензий как на техническом, так и на политическом уровне. «Пока еще не все сложилось, но это продвигается, равно как и формальная процедура антимонопольного расследования», - заявила она. 

«Я думаю, что в настоящее время Европе будет удобно сказать что «Газпром» пошел на уступки и устранил все нарушения. Это позволит сохранить лицо и урегулировать ситуацию максимально безболезненным способом.

Хочу напомнить, что эта история была инициирована после вступления в должность еврокомиссара Маргарет Вестагер. И носит во многом имиджевый характер, но сейчас в ней особого смысла нет. С юридической точки зрения аргументы у них довольно слабые, что, впрочем, не мешает Еврокомиссии придерживать эти претензии как козырь в политической игре. Просто потому что пока не закрыт этот вопрос, всегда остается возможность в любой момент выписать Газпрому крупный денежный штраф и создать сложности в бизнесе», - прокомментировал ФБА «Экономика сегодня» Алексей Гривач, заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности.

Уточним, что речь идет о трех антиконкурентных практиках, использование которых пытается вменить «Газпрому» Еврокомиссия. Это разделение газовых рынков, с целью препятствованию свободного движению газа через территорию стран Евросоюза, препятствование диверсификации поставок газа и, наконец, якобы несправедливые цены на газ.  

Очевидно, что в отношениях Газпрома и Европы в последние месяцы наблюдается некоторое оживление. И, хотя вопрос о судьбе украинского транзита по-прежнему остается головной болью для обеих сторон, конструктивный диалог все чаще приходит на смену политически окрашенным аргументам.

Напомним, что в настоящее время существует несколько вариантов газопроводов, которые, в случае их реализации, позволят изменить маршрут газа, который идет в Европу. Это, прежде всего, «Северный поток 2», а также «Турецкий поток», замороженный из-за обострения российско-турецких отношений, и «Южный поток 2», который находится в стадии обсуждения.

Как отмечают эксперты, в данной ситуации основным интересом Европы является необходимое обеспечение безопасности и бесперебойности поставок газа с 2019 года. А транзит через Украину ни коим образом не может соответствовать этим критериям, что и заставляет европейцев в некоторых случаях отказаться от тенденциозной антироссийской риторики. 

Автор: Инна Усова

Источник: Экономика сегодня, 09.03.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики