Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Южный поток» — мечта Болгарии и кошмар Евросоюза

«Южный поток» — мечта Болгарии и кошмар Евросоюза

«Южный поток», похоже, пробивает себе путь на сушу. Болгарские власти планируют возобновить переговоры по данному газопроводу. Что скажет на это Евросоюз, который ранее счел его строительство незаконным?

«Южный поток» все-таки может быть построен. По крайней мере, в Болгарии готовы возобновить переговоры, о чем официально сообщили в российском Минэнерго. По словам замминистра Юрия Сентюрина, до ведомства дошли такие сведения.

Напомним, что в конце 2014-го строительство «Южного потока» было остановлено по инициативе Москвы. Основная причина — антимонопольные претензии Евросоюза. Почему Брюссель считает, что «южная труба» противоречит нормам третьего энергопакета? И чем этот коридор отличается от «Северного», который успешно функционирует? 

Слова замминистра энергетики — первое официальное заявление с позапрошлого года, когда Россия остановила проект. Были еще сообщения СМИ, что София готова возобновить «Южный поток», но в Кремле информацию о переговорах опровергли. Болгария в конце 2014-го отказала России в строительстве трубы, ссылаясь на позицию Евросоюза. Брюссель считал, что «Южный поток» противоречит третьему энергопакету. Этот свод антимонопольных законов запрещает поставщику транспортировать свой газ по территории ЕС. При этом есть аналогичный «Северный поток», по которому российский газ несколько лет успешно идет в Европу. Почему европейские регуляторы не имеют претензии к «северному газопроводу», и чем их не устраивает «Южный»?

Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании Rusenergy

«По идее, он вообще не противоречил никакому третьему пакету. «Газпрому» нужно было подать заявку европейским регуляторам на проверку соответствия этого проекта. «Газпром» на протяжении нескольких лет не сделал этого. С «Северным потоком» есть альтернатива. «Газпром» говорит: «Я могу газ продавать либо в Балтийском море на виртуальном каком-то хабе, либо, вообще, на российском берегу». И тогда, если газ попадет на территорию Германии, — это будет уже не газпромовский газ, а он будет принадлежать европейским компаниям». 

Недавно «Газпром» анонсировал строительство еще одного газопровода. Российская корпорация подписала меморандум с греческими и итальянскими партнерами. Предполагается, что труба пойдет по дну Черного моря в некую третью страну. А оттуда в Грецию и далее в Италию. Главное — где «Газпром» будет сдавать газ европейским потребителям. Возможно, это и будет Болгария. София и раньше была только за строительство газопровода. И отказалась лишь под нажимом Брюсселя. Сочтут ли снова европейские власти, что «южный маршрут» незаконен?

Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

«Сухопутная часть «Южного потока» изначально попадала под действие третьего энергопакета, вокруг нее весь сыр-бор и разгорелся. Поэтому сейчас с «Южным потоком» ситуация следующая: она связана с тем, что рассматривается вариант строительства трубы по морю. А дальше возникает вопрос, что будет с этой трубой, когда она зайдет на территорию Европы. И этот вопрос нетривиальный, потому что вот к старому «Южному потоку» уже мы не вернемся. «Четырехтрубному, старому «Южному потоку». Болгария здесь свое счастье прохлопала, и в этом плане Болгария уже большой транзитной страной не будет». 

«Северная труба» из-за третьего энергопакета загружена только наполовину, но она хотя бы построена. И удовлетворяет потребности лидера Евросоюза — Германии, крупнейшего покупателя российского газа в Европе. Видимо, «Южное направление» — не такое приоритетное. А, кроме того, Берлин считает, что нельзя лишать транзита Украину, особенно в связи со строительством «Северного потока-2». И недавно СМИ сообщили, что Евросоюз против и этой трубы. Потому что она идет через Балтийское море, а эти воды находятся в юрисдикции нескольких европейских стран. Значит, третий энергопакет нарушен. Впрочем, это доказывает, что нормы европейского законодательства можно трактовать очень широко и формально. В конце концов, газпромовский газ в ЕС будет поставлять другая компания. Например, «Газпром-2». Де-юре это решит антимонопольную проблему. Если серьезно, то все, конечно, зависит от конкретных договоренностей. Главное, чтобы они появились.
 
Источник: BFM.RU, 11.03.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики