Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «С Ираном ни кнут, ни пряник не помогут»

«С Ираном ни кнут, ни пряник не помогут»

Накануне все страны ОПЕК, кроме Ирана, замедлили прирост поставок нефти. Суммарная добыча впервые за последний год сократилась на 175 тыс. баррелей в сутки. Министр энергетики Александр Новак сообщил, что заморозку добычи на уровне января страны собираются обсудить в апреле. Однако уже известно, что Иран воздержится от каких-либо ограничений, пока не нарастит добычу еще на 750 тыс. баррелей в сутки. Бонусы, которые Россия предлагает Ирану, нужно оставить себе, считает директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Цены на нефть не могут оставить нас в покое. Попытки России создать ОПЕК-2 вроде бы привели к их росту. Но с ОПЕК-2 возникла проблема, у которой есть конкретное имя – Иран. С Ираном договориться не выходит. Причина ясна — у Ирана эдакое головокружение от успехов. Ну а как же. Те, кто накладывал санкции и обещал крушение режима – теперь облизывают с ног до головы, благодарят за готовность к сотрудничеству. Иран наслаждается ситуацией. Хочет быть владыцей морскою. И чтобы золотая рыбка была на посылках.

Скажем, предложение отдельного графика роста добычи Иран не устроило. Подавай суточный уровень в 4 млн баррелей. Чтобы было понятно – до европейских санкций суточный уровень иранской добычи был даже чуть больше – где-то 4,3 млн баррелей. Да только до него сейчас как СССР до коммунизма. Все что можно было нарастить сразу Иран уже сделал. В феврале добыча была 3,2 млн баррелей. Дальше нужны серьезные инвестиции и экспорт технологий. Но опять же - эйфория. Ничего не поделаешь.

Другой вопрос — а можно ли строить ОПЕК-2 без Ирана. Ну, в нынешнем ОПЕК на долю Ирана приходится чуть более 7% добычи. Россия превосходит Иран по добыче в 3,5 раза. Так что вроде бы и можно. Но психологический эффект будет смазан. Что же делать с Ираном? Действовать кнутом или пряником?

Кто-то считает, что мы уже применили кнут. Самая занятная версия, которую я слышал о выводе войск из Сирии, – это наказание Ирана за несговорчивость. Дескать, оставайтесь наедине с ИГИЛ. Однако сирийская история для нас была совсем не про Иран. Скорее мы действуем пряниками. Предлагаем кредиты. Готовы вкладывать деньги и в атомные проекты, и в железнодорожную инфраструктуру. До этого хотели иранской нефтью торговать. Естественно, попросим пустить в добычу – как будто у самих мешки денег, девать некуда.

Думается, с Ираном ни кнут, ни пряник не помогут. Пока ОПЕК-2 можно попробовать и без Ирана. В свое время ОПЕК был очень влиятельной структурой и без СССР. Вот без Ирана и Саудовской Аравии точно ничего не выйдет. Саудиты пока с нами, но надежными партнерами тоже не выглядят. Ну да никто и не говорил, что будет легко. Но вот пряник, который мы с удивительным упорством суем Ирану, лучше оставить себе. Еще пригодится.

Источник: Коммерсантъ ФМ, 16.03.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики